Государство и граждане: цифровое взаимодействие

18.07.2023

Руководство страны уделяет значительное внимание дебюрократизации работы государственных органов и цифровизации всех сфер жизни белорусского общества. Передовые технологии становятся частью повседневности, но при этом важно избавляться от бюрократических проволочек, чтобы упростить решение многих вопросов.

По словам Первого заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь Максима РЫЖЕНКОВА, каждый чиновник и государственный служащий, независимо от занимаемой должности, должен преданно служить своему народу, качественно и в срок обеспечивая выполнение поставленных задач. Для решения вопросов в работе с населением и устранения недочетов была принята Директива «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», цель которой – решать волнующие граждан проблемы без бюрократизма.

В рамках мониторинга изучаются такие вопросы, как информационно-разъяснительная работа с населением; качество рассмотрения обращений; оказание населению услуг, обеспечивающих жизнедеятельность граждандеятельность службы «одно окно», связанную с осуществлением административных процедур; информатизация работы с населением. По итогам анализа данных касательно применения Директивы обновлены подходы к ее реализации, а также нормативная база.

Значительная часть обновлений Директивы охватывает сферу осуществления административных процедур с учетом их цифровизации. 

Например, в Беларуси в целом реализованы основные элементы инфраструктуры электронного правительства. У граждан есть возможность получать документы, сведения и сообщения, направленные государственными органами (без потери их юридической значимости), в личном электронном кабинете.

Одно из приоритетных направлений развития сервисной инфраструктуры электронного правительства – создание мобильных сервисов мгновенного доступа к госуслугам. При этом с обеспечением надлежащего уровня защиты информации, в том числе от несанкционированного доступа к персональным данным граждан.

Изменения Директивы коснулись и службы «одно окно»: для удобства обслуживания населения сотрудникам местных исполнительных и распорядительных органов и данной службы доступен программный комплекс по автоматизации приема заявлений от граждан. Сейчас к нему подключено 873 организации (около 2400 пользователей), а операторами за последние полгода зарегистрировано более 350 тысяч заявлений на осуществление административных процедур.

Разработан опытный образец мобильного приложения для получения электронных госсуслуг с использованием ID-карт, которое, помимо прочего, позволяет через смартфон проводить операции строгой идентификации и подписывать документы электронной цифровой подписью без использования считывателей.

Совершенствуется работа с обращениями граждан благодаря внедрению государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Теперь можно просматривать все поданные обращения в личном кабинете и отслеживать их рассмотрение в реальном времени. Процесс цифровизация административных процедур идет активно и ожидается, что будет охвачено свыше 300 процедур только в этом году.

Для успешной цифровизации важна соответствующая инфраструктура, поэтому пославлена задача обеспечить широкополосным доступом в интернет население в сельской местности до конца 2025 года. Работа ведется по следующим направлениям: дальнейшее строительство стационарной сети электросвязи в соответствии с госпрограммой «Цифровое развитие Беларуси» на 2021—2025 годы и охват населения и территории Беларуси услугами сотовой подвижной электросвязи (LTE 4G, а в перспективе и 5G).

Не последнюю роль в коммуникации с населением играют прямые телефонные линии как эффективный способ получить обратную связь от граждан, своевременно реагировать на проблемы и решать их.

Дебюрократизация – это процесс и комплексная работа, так что потенциальных направлений достаточно. В их числе: передача отдельных полномочий на местный уровень; популяризация и совершенствование единого портала электронных услуг; развитие системы рейтинговой оценки, которая позволит гражданам оценивать работу организаций, оказывающих услуги; широкое внедрение современных способов обратной связи госорганов и руководителей с населением  и т. д.

Первокурсники академии связи посетили ОАО «Гипросвязь»

Сотрудники ОАО «Гипросвязь» приняли участие в молодежном форуме организаций связи «Думай! Развивайся! Действуй!»

Командировка в Индию в рамках работы над совместным проектом

Вышел очередной номер журнала «Веснік сувязі»

Международный союз электросвязи (МСЭ) опубликовал Индекс развития ИКТ (IDI) за 2024 год