Образование – приоритетное направление социальной политики государства. Организация шестого школьного дня. О вступительной кампании 2017 года

21.03.2017 #Единый день информирования

Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь
на основе информации Министерства образования Республики Беларусь


Интеллект человека – главная движущая сила развития современного государства. Именно совокупные результаты труда граждан определяют конкурентоспособность любой страны. Национальной системе образования принадлежит ключевая роль в формировании человеческого капитала, подготовке профессионалов для экономики знаний XXI века.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Президент А.Г.Лукашенко, характеризуя перспективные направления социально-экономического развития Республики Беларусь, заявил: "Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества".

По словам белорусского лидера, "система образования должна вырабатывать у людей способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Надо научить учиться".

Система образования Республики Беларусь


В Республике Беларусь сложилась целостная и сбалансированная система образования, позволяющая каждому гражданину страны реализовать свое право на образование для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.

В нашей стране функционируют более 8 тыс. учреждений образования (далее – УО), в которых трудятся около 430 тыс. работников.

Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования ("образование через всю жизнь").

Национальная система образования включает:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • специальное образование (для детей с особенностями психофизического развития);
  • профессионально-техническое и среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование (аспирантура и докторантура);
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное образование детей и молодежи.

В настоящее время дошкольное образование получают более 418,1 тыс. воспитанников, общее среднее – 982,2 тыс. учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное – 70,3 и 117,8 тыс. человек.

В соответствии с мировыми тенденциями на уровне высшего образования подготовка специалистов ведется на двух ступенях.

Подготовку специалистов в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных вузов (34 университета, 9 академий, 8 институтов) по 15 профилям образования, включающим около 380 специальностей на I ступени и более 300 – в магистратуре. В государственных учреждениях высшего образования (далее – УВО) обучаются более 290,8 тыс. студентов и 10,6 тыс. магистрантов. Общий студенческий контингент превышает 310 тыс. человек. Сегодня в Беларуси 330 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует уровню европейских стран.

На 1 января 2016 г. численность лиц, осваивающих содержание аспирантуры (адъюнктуры), составляла 4 931 человек; численность докторантов – 351 человек.

Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений образования и организаций. Повышением квалификации, стажировкой, подготовкой и переподготовкой ежегодно охвачено более 480 тыс. человек. Переподготовка руководящих работников и специалистов ведется по 386 специальностям. Профессиональное обучение рабочих осуществляется по 4,8 тыс. профессий.

В системе дополнительного образования детей и молодежи функционируют 297 учреждений, в которых занимаются 388,36 тысяч детей (каждый третий учащийся системы общего среднего образования).

Объемы финансирования сферы образования Республики Беларусь соизмеримы с государственными расходами на образование в большинстве развитых стран мира и превышают расходы России и Казахстана. В 2016 году расходы консолидированного бюджета на образование составили 4 593,7 млн. рублей, или 4,87% от ВВП, с учетом внебюджетных средств – 5 142,9 млн. рублей, или 5,45% от ВВП (2015 год – 5,35% от ВВП).

Справочно.

  • По данным 2014 года государственные расходы на образование во Франции составили 5,5% от ВВП, в Нидерландах – 5,4%, в Германии – 4,3%, в Австрии – 5,0%. В 2015 году государственные расходы на образование в России составили 3,8% от ВВП, в Казахстане – 3,3%, в Азербайджане – 3,0%.

Обеспечено выполнение государственных социальных стандартов в области образования.

Последовательно решаются вопросы укрепления материально-технической базы. В 2016 году введены в строй 25 объектов образования.

Справочно.

  • В том числе ведены в строй 3 школы на 1 091 ученическое место, 12 дошкольных учреждений на 2 670 мест, 9 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот, и оставшихся без попечения родителей детей, здание спального корпуса со спортивным блоком и актовым залом спецшколы-интерната в г.Могилеве (первая очередь).

За счет кредитных средств Всемирного банка в рамках проекта "Модернизация системы образования Республики Беларусь" выполняются работы по реконструкции и ремонту 19 учреждений общего среднего образования. Продолжается строительство общежития на 1 038 мест для белорусских и китайских студентов за счет средств технико-экономической помощи Китайской Народной Республики.

Основные направления развития системы образования Республики Беларусь определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы и Государственной программой "Образование и молодежная политика" на 2016–2020 годы.

Социальные гарантии, которые предоставляет гражданам национальная система образования


Граждане Республики Беларусь имеют право:

  • получить в государственных учреждениях образования (далее – ГУО) бесплатное дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, специальное, дополнительное образование, а на конкурсной основе – бесплатное среднее специальное, высшее и послевузовское образование (если человек получает его впервые);
  • получить второе образование по иной специальности, повысить квалификацию, пройти переподготовку.

В рамках образовательного процесса предусмотрены многочисленные социальные гарантии.

К примеру, плата за учебники в Беларуси невысокая. При этом для отдельных категорий детей предусмотрено бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства; лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом и других категорий).

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50%. Электронные версии учебников находятся в свободном доступе в сети Интернет (http://uchebniki.by/).

Ряд категорий учащихся получают питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (дети из малообеспеченных семей; из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; 1–4 классов всех учреждений общего среднего образования, а также 5–11 классов учреждений общего среднего образования, проживающие в сельских населенных пунктах; из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы; находящиеся в социально опасном положении и др.).

Хорошо успевающим студентам выплачивается стипендия. Выпускникам, обучавшимся за счет средств бюджета, гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения.

Государством обеспечиваются социальные гарантии работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку (сохранение средней заработной платы по месту работы на период обучения, оплата проезда к месту учебы, командировочных, суточных, проживание и др.).

Поддержка одаренных учащихся и студентов


О качестве белорусского образования свидетельствуют успешные выступления белорусских учащихся и студентов на международных олимпиадах и турнирах.

Справочно.

  • В 2016 году на международных предметных олимпиадах школьниками завоевано 42 медали (всего было 46 участников), в том числе 5 золотых, 17 серебряных, 20 бронзовых медалей (2015 год – 37 медалей, в том числе 1 золотая, 15 серебряных и 21 бронзовая медаль).

    На состоявшейся в апреле 2016 г. в Румынии XXIII международной конференции юных ученых по физике, математике, информатике и экологии наши учащиеся завоевали 2 золотые медали, 1 серебряную и 3 бронзовых медали, а также получили специальный приз за лучшую презентацию доклада.

    На состоявшемся в июне 2016 г. в России XIX Международном турнире юных физиков команда Республики Беларусь завоевала бронзовые медали. На VIII международном турнире юных математиков в июле 2016 г. в России наша команда завоевала серебряные медали.

Важнейшим элементом системы государственной поддержки одаренных учащихся и студентов является специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. За 20 лет существования фонда были вынесены решения о присуждении более 33 тыс. поощрений учащимся и студентам, добившимся наивысших результатов на республиканских и международных интеллектуальных состязаниях. В 2016 году совет фонда принял решение о поощрении 2 178 человек (1 972 учащихся, студентов, курсантов, 206 педагогических работников) и 4-х научных, интеллектуальных и творческих объединений учащихся и студентов на общую сумму 610 338 рублей.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь в 2004 году создан Республиканский банк данных одаренной молодежи. На сегодняшний день на учете в банке данных состоит 5 939 человек.

Граждане (в возрасте до 31 года), включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, имеют право на внеочередное получение жилого помещения в общежитии на период обучения; на первоочередное распределение после окончания УВО. Также предусмотрено повышение на 50% тарифных ставок (окладов) молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи в период обучения в УВО и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета. Лауреатам фонда предоставлены права на поступление без вступительных испытаний в учреждения высшего образования, магистратуру и аспирантуру; на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) либо приобретение жилого помещения.

Участие Республики Беларусь в формировании Европейского пространства высшего образования


Процедура присоединения Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования (далее – ЕПВО, существует с 1 июля 2010 г., до этого – Болонский процесс) начата в 2010 году в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.

Решение в отношении присоединения Беларуси к ЕПВО было принято 14 мая 2015 г. в г.Ереване на конференции министров образования.

На протяжении более 10 лет Министерство образования системно работало по имплементации (внедрению) инструментов ЕПВО в национальную систему образования, поэтому существенной перестройки национальной системы образования происходить не будет.

В целях обеспечения более тесной связи образования с рынком труда и оперативного реагирования на его запросы начата разработка образовательных стандартов высшего образования нового поколения.

В 2016 году организован пересмотр Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Специальности и квалификации" ОКРБ 011–2009 с целью приведения в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (МСКО–2011), классификацией видов экономической деятельности (ОКРБ 005–2011) и оптимизации количества специальностей (исключения дублирования) и сроков подготовки.

Подходы к совершенствованию системы высшего образования нашли отражение в проекте новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, который вынесен в феврале 2017 г. на общественное обсуждение.

Экспорт белорусских образовательных услуг


Республика Беларусь является участником 105 международных договоров в сфере образования, науки и молодежной политики (2005 год – 39 договоров).

Справочно.

  • В 2016 году подписаны межправительственные соглашения с Пакистаном о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении; Польшей – о сотрудничестве в сфере образования; межведомственные соглашения, меморандумы с Китаем, Турцией, Саудовской Аравией, Молдовой по вопросам сотрудничества в сфере образования, науки и молодежной политики.

    Успешно работают 12 совместных центров международного научно-технического сотрудничества с Россией, Казахстаном, Латвией, Китаем, Кореей, Венесуэлой.

С каждым годом в нашу страну приезжает все большее количество иностранных граждан, желающих получить образование в Беларуси. Сегодня в УО Республики Беларусь обучается более 20 тыс. иностранных граждан из 107 стран.

Экспорт белорусских образовательных услуг охватывает страны СНГ (Туркменистан, Россия, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан), Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Бангладеш, Вьетнам, Пакистан, Шри-Ланка), Ближнего Востока (Ирак, Ливан, Иран, Турция), Африки и Латинской Америки (Нигерия, Эквадор, Венесуэла).

За 2016 год экспорт услуг образования по отрасли "Образование" составил 70,7 млн. долл. США, обеспечен темп роста экспорта услуг за 2016 год к 2015 году в 115,5 %.

В структуре экспорта услуг за 2016 год услуги образования составляют 79,7%, услуги в области науки – 9,2%, туристские услуги – 9,8%, прочие услуги – 1,3%.

Университеты Минобразования поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 64 стран мира в рамках свыше 1 820 договоров. Ими налажен экспорт приборов и устройств, применяемых в медицине, устройств на жидких кристаллах, лазеров, приборов и аппаратов для физического или химического анализа, аппаратуры для измерения и контроля электрических величин и излучений, которые относятся к высокотехнологичным и наукоемким товарам (работ, услуг).

Справочно.

  • Экспорт научно-технической продукции, работ, услуг в 2016 году, по предварительным данным, составляет около 7,5 млн. долл. США. Лидеры по экспорту товаров (работ, услуг): БГУ (более 3,3 млн. долл. США), БГУИР (свыше 3,0 млн.долл. США), БНТУ (около 0,7 млн. долл. США).

    Коммерциализации результатов способствуют рекламные сайты разработок университетов и информационно-маркетинговый узел Министерства образования (www.imu.metolit.by), который функционирует не только на русском и английском языках, но и на китайском (www.belarus-china.metolit.by) и испанском языках (www.belven.metolit.by).

В 2016 года БГУ упрочил свои позиции в рейтинге QS World University Rankings и занял 354 позицию. Это самая высокая позиция, которую когда-либо занимали белорусские вузы в авторитетных мировых рейтингах.

Актуальные вопросы дошкольного образования


"Шаговая" доступность детских садов

Министерство образования и органы государственного управления заинтересованы в решении проблемы превышения наполняемости в отдельных детских садах и максимальном обеспечении их "шаговой" доступности.

Справочно.

  • В 2016 году введено в эксплуатацию 12 учреждений дошкольного образования на 2 670 мест (2015 год – 14 учреждений на 2 000 мест). Организован подвоз 10 137 воспитанников к детским садам (2015 год – 11 374 воспитанников). Отвечая на потребности родителей, создаются группы кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении (2016 год – 4 378 групп посещали 37 617 детей, 2015 год – 3 571 группу посещали 30 716 детей).

На уровне Правительства утвержден специальный план мероприятий, который предусматривает строительство в 2017–2020 годах 57 учреждений дошкольного образования на 10 900 мест, внедрение альтернативных форм дошкольных учреждений: размещение детских садов на первых этажах жилых зданий, открытие групп кратковременного пребывания, семейных детских садов в пристроенных к жилым домам помещениях, создание учреждений дошкольного образования частной формы собственности.

Платные образовательные услуги

По запросам родителей в дошкольных учреждениях оказываются платные образовательные услуги для детей по направлениям: "Иностранный язык", "Хореография", "Детское ручное ткачество", "Материнская школа".

Организация сбалансированного и качественного питания детей

Для удешевления питания на местах заключаются договоры с шефствующими организациями по оказанию безвозмездной помощи в приобретении овощной продукции, организуется самостоятельная заготовка и закладка овощей в овощехранилища учреждений дошкольного образования, поставка продуктов питания производится преимущественно от товаропроизводителей.

Натуральные нормы питания по основным группам продуктов, показывающие его сбалансированность и полезность, в 2016 году выполнялись на высоком уровне – от 85,0 до 98,0 %.

Справочно.

  • Брестская область – 94,0 %, Витебская область – 98,0 %, Гомельская область – 97,46%, Гродненская область – 94,4%, г.Минск – 85,5 %, Минская область – 93,2 %, Могилевская область – 85,0 %.

Для обеспечения эффективного контроля за качеством питания в дошкольных учреждениях устанавливаются специальные компьютерные программы для составления ежедневного меню, меню-требования и анализа выполнения натуральных норм.

Охрана и пропускной режим в дошкольных учреждениях

В учреждениях дошкольного образования на центральном входе в здание устанавливается пост охраны. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования.

Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности.

Вход в здание учреждения дошкольного образования лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей.

Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешен заведующему, его заместителям, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций.

Актуальные вопросы общего среднего образования


Деятельность родительского и попечительского советов

В декабре 2016 г. внесены изменения и дополнения в положения о родительском комитете и попечительском совете учреждений образования, чтобы более четко разграничить их функции.

Одна из задач деятельности попечительского совета (в его состав могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица) – содействовать УО в развитии материально-технической базы. Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий (расчетный счет) по учету внебюджетных средств УО.

Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель вместе с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе путем перечисления средств на расчетный счет УО.

Родительские комитеты гимназий, школ не имеют права собирать деньги на нужды учреждений образования. В то же время члены родительского комитета УО, руководители УО согласовывают вопросы, для чего и в каком размере направляются денежные средства попечительского совета.

Школьная форма

Во всех видах учреждений общего среднего образования учащиеся І–ХІ классов придерживаются одежды делового стиля. Эта норма определяется уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения общего среднего образования.

Образцы моделей одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь.

Родительские комитеты совместно с администрацией школ могут решать вопрос школьной формы, выбирая модели, цвета и качество тканей, из которых будет изготовлена одежда делового стиля для учащихся данного учреждения образования.

Совершенствование организации образовательного процесса (новые учебные программы, создание современных учебников)

В Беларуси поэтапно по всем учебным предметам вводятся обновленные учебные программы, учитывающие межпредметные связи и имеющие практическую (практикоориентированную) направленность.

В 2015/2016 учебном году по новым учебным программам обучались учащиеся I, V, X классов; в 2016/2017 учебном году по новым учебным программам обучаются учащиеся I, II, V, VI, X, XI классов.

С 1 февраля 2017 г. на Национальном образовательном портале (http://adu.by) работает открытая интернет-площадка "Новые учебные программы: изучаем, обсуждаем", на которой представлены обновленные учебные программы по всем учебным предметам. Все заинтересованные могут обратиться на портал с вопросами, предложениями, замечаниями и пожеланиями по интерактивной ссылке http://adu.by/ru/infoliniya.html.

В соответствии с Перспективным планом подготовки и выпуска учебников в 2016 году издано 46 учебных пособий; 14 из них – учебники нового поколения (яркие, написанные простым, доступным языком, имеющие современную электронную версию).

Проводится конкурс на создание учебников, в авторские коллективы входят учителя-практики. Разрабатывается целостный учебно-методический комплекс, включающий в себя учебник, учебно-методическое пособие для учителя, при необходимости рабочую тетрадь для учащихся. Все материалы издаются как на русском, так и на белорусском языке.

Справочно.

  • В период с 2017 по 2020 год планируется издать 231 учебное пособие: 2017 год – 53, 2018 год – 71, 2019 год – 58, 2020 год – 49.

Централизованно поставляется современное оборудование в кабинеты физики и химии. В 2013–2016 годах поставлено учебное оборудование для 612 учебных кабинетов физики и 166 кабинетов химии.

Учащиеся X–XI классов могут получить повышенный уровень подготовки, обучаясь в так называемых "профильных" классах. В рамках профильного обучения ученики имеют возможность не только изучать учебные предметы на повышенном уровне, что позволит успешно сдать централизованное тестирование (далее – ЦТ), но и освоить профессионально ориентированные курсы на факультативных занятиях, чтобы осознанно подойти к выбору будущей профессии.

Справочно.

  • В 2016/2017 учебном году профильные классы открыты в 1343 учреждениях общего среднего образования, учебные предметы на повышенном уровне изучают 28 917 (49,7%) учащихся X классов и 26 336 (46,5%) учащихся XI классов. Открыто 319 педагогических классов и групп, в которых обучаются 3 542 учащихся.

Развитие "Электронной школы"

Перспективным направлением развития системы образования является реализация проекта "Электронная школа", который включает в себя оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным Интернетом; разработку и внедрение электронных документов (классного журнала и дневника), так называемую "карту учащегося", автоматизацию персонифицированного учета достижений учащихся.

Справочно.

  • В г. Минске с сентября 2013 г. осуществляется реализация регионального пилотного проекта "Апробация модели управляемого развития электронных образовательных услуг" ("Электронная школа"), осуществляется апробация и внедрение двух элементов электронной школы: "Карта учащегося", он-лайн сервис "Электронный журнал-дневник". "Карта учащегося" рассматривается как многофункциональный документ (карта – пропуск, читательский билет, платежное средство, проездной документ). Оформление и получение "Карты учащегося" осуществляются на добровольной основе.
Организация шестого школьного дня


Особенностью организации обучения и воспитания в школах Республики Беларусь является пятидневная учебная неделя и "неучебная суббота" – день для развития личности учащегося.

Как заявил Глава государства на состоявшейся 3 февраля 2017 г. встрече с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ "Большой разговор с Президентом", "почему мы – бездельники – пять дней работаем, два отдыхаем, а дети должны работать шесть дней и еще на воскресенье хватает?.. Суббота должна была быть спортивным днем, трудовое обучение. Ну и может быть кто-то хочет что-то подрепетировать. Если надо где-то факультативчик в субботу – полтора-два часа (не больше, не перегружая детей), – хорошо, пусть будут факультативы".

Посещение учащимися мероприятий шестого школьного дня осуществляется на добровольной основе.

Справочно.

  • Как правило, в субботний день в учреждениях образования заняты от 40% до 80% обучающихся. Наиболее активны в различных мероприятиях учащиеся V–IX классов, учащиеся X–XI классов отдают предпочтение факультативным занятиям, спортивным секциям, мероприятиям профориентационного характера.

В шестой школьный день могут проводиться итоговые мероприятия предметных недель, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы, фестивали и иные образовательные и культурные мероприятия для учащихся, а также экскурсии и туристические походы в соответствии с перечнем рекомендуемых Министерством образования для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов.

Справочно.

  • В 2015/2016 учебном году более 70 тыс. учащихся приняли участие в туристических походах и более 230 тыс. чел. в экскурсиях по историческим местам и достопримечательностям нашей страны (из них 63% экскурсий и турпоходов осуществлялись в шестой школьный день).

В целях профессиональной ориентации, формирования практических навыков на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования для учащихся организуются мероприятия трудовой направленности (мастер-классы, "трудовые мастерские", профессиональные пробы, иные формы работы), профориентационные мероприятия, допрофессиональная подготовка.

В субботу для развития учащихся организована деятельность объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (около 65% объединений по интересам работают в субботу), объединений по интересам в учреждениях культуры и спортивных секций в специальных учебно-спортивных учреждениях.

Особое внимание в настоящее время уделяется проведению в шестой школьный день мероприятий для родителей ("Родительские университеты", консультации учителей-предметников). Родителям предоставляется возможность для получения информации о специфике содержания учебных предметов; требованиях, предъявляемых к результатам учебной деятельности учащихся; нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету; успехах и затруднениях ребенка при изучении учебного предмета; объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству их выполнения.

Каждое учреждение образования с учетом интересов участников образовательного процесса, потенциала социокультурной сферы имеет свою систему организации шестого школьного дня и может самостоятельно определять мероприятия, регулировать расписание факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, объединений по интересам, проведение консультаций учителей-предметников в этот день.

Информация о предлагаемых в шестой школьной день мероприятиях размещается на информационных стендах, интернет-сайтах учреждений образования, доводится до сведения родителей на родительских собраниях.

Вступительная кампания 2017 года


По предварительным данным, в 2017 году выпуск девятиклассников составит 87,3 тыс. человек (в 2016 году – 90,7 тыс. человек), выпуск одиннадцатиклассников – 57,8 тыс. человек (в 2016 году – 57,4 тыс. человек).

В 2017 году прием для получения профессионально-технического образования будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными постановлением Правительства Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953, нормы которых являются стабильными на протяжении последних лет.

Прием на уровень среднего специального образования в 2017 году будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4).

Главные новшества для абитуриентов, выпускников IX классов:

  • четко установлен порядок формирования конкурса на основе суммы среднего балла документа об образовании и результатов вступительных испытаний по специальности (при их наличии);
  • при поступлении по конкурсу среднего балла свидетельства об образовании учитывается отметка только по профильному предмету (не ниже 4-х).

Справочно.

  • На уровень среднего специального образования в 2017 году планируется принять в очной и заочной форме 39,1 тыс. человек, в том числе за счет средств бюджета – 24,2 тыс. человек.

    В общем приеме более 50% составляют профили образования "Техника и технология", "Сельское и лесное хозяйство".

Прием на уровень высшего образования будут осуществлять 42 государственных и 9 частных вузов.

Справочно.

  • В УВО на дневную бюджетную форму обучения планируется принять 22,3 тыс. человек (2016 год – 22,5 тыс. человек), на заочную бюджетную форму – 4,9 тыс. человек (2016 год – 5,3 тыс. человек).

В 2017 году будет предусмотрен расширенный набор в вузы на дневную бюджетную форму обучения по специальностям, связанным с развитием энергетики, биотехнологий, робототехники, автоматизации, физики, математики, астрономии, космических технологий, 3D-технологий, нанотехнологий, фармацевтики, экологии и иными перспективными направлениями.

Прием на платной основе для получения образования в дневной форме планируется на уровне 16,4 тыс. человек (2016 год – 17,4 тыс. человек), в заочной форме – 18,1 тыс. человек (2016 год – 19,8 тыс. человек).

Контрольные цифры приема в учреждения высшего образования на 2017 год в разрезе специальностей и форм получения образования будут утверждены и доведены до общественности до 1 апреля 2017 г.

Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4 внесены изменения и дополнения в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (далее – Правила приема).

Основные особенности приемной кампании в вузы 2017 года:

  • введение нормы, разрешающей сдачу четвертого вступительного испытания в форме ЦТ. По желанию абитуриента предоставляется право дополнительно сдать одно вступительное испытание в форме ЦТ. При этом норма зачисления по результатам трех вступительных испытаний (государственному языку (на выбор) и двум профильным вступительным испытаниям) сохранена. В общий конкурсный балл абитуриента, как и прежде, включен средний балл документа об образовании;
  • действие сертификатов ЦТ в течение двух лет. Полученные в 2017 году оригиналы сертификатов ЦТ можно будет использовать в следующем году;
  • зачисление выпускников учреждений среднего специального образования, поступающих для получения высшего образования в сокращенный срок, по результатам двух профильных вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании (без сдачи ЦТ по языку);
  • введение трех резервных дней для участия в ЦТ (для абитуриентов, по уважительной причине не прошедших ЦТ в основные дни).

Право поступления без вступительных испытаний на определенные специальности имеют победители олимпиад, конкурсов, чемпионатов (учебных, творческих, спортивных), обладатели аттестата об общем среднем образовании с награждением золотой, серебряной медалью, "красного" диплома о среднем специальном, профессионально-техническом образовании, лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся.

Без вступительных испытаний на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, зачисляются выпускники, прошедшие обучение в профильных классах педагогической направленности, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по профильным учебным предметам. При этом абитуриентам необходимо иметь рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и пройти собеседование, а также обязательно работать по распределению не менее пяти лет.

В части проведения в 2017 году ЦТ планируется организовать:

  • регистрацию абитуриентов – со 2 мая по 1 июня;
  • основной этап ЦТ – с 12 июня по 2 июля;
  • регистрацию абитуриентов на резервные дни – с 30 июня по 3 июля;
  • резервные дни – 6, 8,10 июля;
  • время работы пунктов регистрации – с 9.00 до 19.00 (в субботние воскресные и праздничные дни – с 9.00 до 18.00).

Постановления Министерства образования "О проведении централизованного тестирования по учебным предметам в 2017 году" и "О сроках вступительной кампании в УВО в 2017 году" будут утверждены не позднее 1 апреля 2017 г.

Ежегодно на сайте Министерства образования работает рубрика "Абитуриенту".

В целях оказания помощи абитуриентам, родителям и общественности в получении информации по приему в Министерстве образования будет организована работа телефонной "горячей линии".

Во время вступительной кампании на сайтах УО размещается информация о ходе приема документов, которая обновляется ежедневно не реже одного раза в 3 часа работы приемной комиссии (12.00, 15.00, 18.00).

Обеспечение экономики специалистами с соответствующим образованием


На пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства в числе важных посылов развития национального образования особо отметил следующий: "Система образования не должна быть оторванной от экономики. Надо увеличивать практико-ориентированность обучения. Это единственный путь подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями".

Усиливается практическая направленность обучения. Доля практического обучения в общем объеме учебных занятий составляет от 22% до 60% в зависимости от специальности.

В республике функционируют свыше тысячи (1048) филиалов кафедр на предприятиях, имеющих высокотехнологичные производства, в институтах НАН Беларуси и организациях социальной сферы.

В 2016 году подготовлено 31,2 тыс. рабочих с профессионально-техническим образованием, из них – 14,7 тыс. рабочих с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше); 36,3 тыс. специалистов со средним специальным образованием; 79,6 тыс. специалистов с высшим образованием (в том числе 5 тыс. магистров).

Реализуются мероприятия по подготовке научных работников высшей квалификации для реального сектора экономики и обеспечения развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам.

На указанные цели по всей отрасли в 2016–2020 годах планируется направить 76,6 млн. рублей.

Распределение (направление на работу) выпускников государственных учреждений


Процедура распределения выпускников (определения места работы) осуществляется как в целях социальной защиты выпускников, так и для удовлетворения потребности отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.

Справочно:

  • Вопросы распределения (направления на работу) выпускников государственных учреждений образования находятся в компетенции учреждений образования.

    Распределению подлежат выпускники, получившие высшее образование за счет бюджетных средств, а также высшее образование I ступени, не менее половины срока обучения которых финансировалось за счет бюджетных средств и осуществлялось в дневной форме получения образования, за исключением лиц, на момент распределения обучающихся в вечерней или заочной форме и работающих по получаемой специальности, а также обучавшихся на условиях целевой подготовки. "Целевики" направляются на работу в соответствии с заключенными договорами о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего).

В последние годы распределение проходит в условиях снижения кадровых потребностей нанимателей. Снизился текущий спрос на выпускников УО по специальностям, связанным с реальным сектором экономики, – строительством и промышленностью. При этом в 2015–2016 годах не было отмечено затруднений с распределением выпускников вузов по специальностям в сфере здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, связи, в ИТ-сфере, по педагогическим специальностям.

Тем не менее в 2016 году практически всем студентам было предоставлено первое рабочее место (свыше 95%).

В 2017 году количество студентов выпускных курсов государственных вузов, которые обучаются на I ступени высшего образования (специалисты) за счет средств республиканского бюджета, составляет примерно 32,9 тыс. человек. Из них 25,0 тыс. выпускников дневной формы получения образования будет подлежать распределению (в 2016 году – 19,6 тыс.).

По окончании обучения в УО выпускникам, получившим свидетельство о направлении на работу, предоставляются гарантии и компенсации: трудоустройство в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией; отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней; компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде; денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь, и др.

Справочно.

  • Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений.

Выпускники, которым предоставлено место работы путем распределения, обязаны отработать на данном рабочем месте установленные сроки – как правило, от 2 до 5 лет (для "целевиков"). Предусмотрено возмещение средств, затраченных государством, в случае нарушения условий договора о подготовке специалиста.

*****


Обеспечение доступности и качества образования по-прежнему остается ключевым приоритетом устойчивого развития Республики Беларусь.

Цели национальной социально-справедливой образовательной системы – удовлетворение образовательных запросов граждан, содействие развитию их индивидуальных интеллектуальных, творческих, нравственных, физических способностей. Этого можно достичь за счет использования инновационных принципов и подходов в обучении, углубления научного и учебно-методического обеспечения образования, обновления и расширения материально-технической базы, рационального сочетания бесплатной и платной форм получения образования населением, обеспечения широкого выбора образовательных программ и услуг, информатизации образовательного процесса.

 

Источник: http://minsk.gov.by

Сотрудники ОАО «Гипросвязь» на Международной научно-технической конференции OSTIS-2024

Цифровые KPI отрасли связи: текущее состояние и планы

Минсвязи определены приоритетные направления для реализации пилотных проектов в сфере цифрового развития

Советом по проектам в сфере цифрового развития при Минсвязи рассмотрен вопрос утверждения приоритетных направлений реализации пилотных проектов в сфере цифрового развития.

Рабочая встреча с офисом Постоянного представителя Программы развития ООН (ПРООН) в Беларуси

Годовой отчет и аудиторское заключение ОАО «Гипросвязь» за 2023 год