Обеспечение законности и правопорядка – важное условие общественной стабильности

13.09.2016 #социальное #Беларусь #Единый день информирования

Материалы представлены Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь
с использованием информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
и Министерства внутренних дел Республики Беларусь


Сегодня Беларусь является островком мира и стабильности, донором безопасности в регионе. Это стало возможным во многом благодаря социально-экономической политике, курсу на обеспечение законности и правопорядка, непреклонной позиции по искоренению коррупции и эффективной борьбе с преступностью.

На фоне охвативших многие благополучные страны мира социально-экономических потрясений, политических кризисов, активизации террористической угрозы подходы белорусского руководства к обеспечению законности и правопорядка находят активную поддержку в нашем обществе.

Справочно.

Законность
– точное и неукоснительное осуществление правовых предписаний всеми субъектами права в стране. Это подразумевает, что в Республике Беларусь все государственные органы, должностные лица, учреждения, организации, общественные образования, каждый гражданин в отдельности должны выполнять требования положений Конституции, законов, декретов и указов, подзаконных нормативных правовых актов.

Правопорядок – состояние общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения. Другими словами, правопорядок в стране обеспечивается в результате соблюдения законов и иных нормативных правовых актов.

Созданная в Республике Беларусь система обеспечения законности и правопорядка строится на принципах:

  • верховенства закона;
  • равенства всех граждан перед законом;
  • неотвратимости наказания.

Надежной основой законности и правопорядка выступают политическая стабильность, нацеленность всей системы государственного управления на обеспечение порядка, защиту прав граждан.

В нашей стране эффективно действуют институты власти, обеспечиваются конституционные механизмы функционирования всех ее ветвей. Малейшие попытки подорвать государственные устои неукоснительно получают отпор. Любые проявления экстремизма пресекаются еще в зачатке.

Справочно.

Итоги работы силового блока страны за I полугодие 2016 г. были обсуждены 7 июля 2016 г. в ходе встречи Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь Засем С.В. Главе государства были доложены основные результаты деятельности силовых ведомств. А.Г.Лукашенко в целом положительно оценил итоги работы силовых структур, которые обеспечили необходимые условия для устойчивого функционирования государственных, общественных институтов, а также обеспечили правопорядок, защиту интересов и прав граждан страны.

Функционирование системы экономических отношений, социальная защищенность, высокие социальные стандарты, достойный заработок позволяют гражданам удовлетворить свои повседневные потребности, реализовать законные интересы в различных сферах, совершенствоваться.

Отражением социальной справедливости в Республике Беларусь является незначительный разрыв между богатыми и бедными частями населения. Это достигается за счет развитой системы социального партнерства, прозрачности управленческой и экономической деятельности, ограничения дифференциации доходов работников госпредприятий.

Справочно.

Несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса на глобальную экономику, согласно данным проведенного в III квартале 2016 г. Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь республиканского опроса, большинство белорусов (72% граждан) относят себя к людям со средним достатком.

Функционирование режима законности выдвигает особые требования к системе законодательства.

Действующие в Беларуси нормативно-правовые акты по своему содержанию должны соответствовать уровню развития нашего общества, быть непротиворечивы, образовывать единую систему, комплексно регламентировать поведение граждан во всех сферах общественных отношений.

За годы независимости в Беларуси проведена масштабная работа по совершенствованию системы законодательства. Осуществлена комплексная систематизация законодательства, принято 26 кодексов. Общее количество нормативных правовых актов составляет более 132 тыс.

Так, на сегодняшний день в Республике Беларусь приняты и действуют Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Система законодательства поддерживается в актуальном состоянии в соответствии с вызовами времени и с учетом практики их применения.

Справочно.

В частности, в начале мая 2016 г. вступили поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму, что позволяет адекватно реагировать на возникающие вызовы и угрозы в этой сфере. В проработке находится законопроект о запрете распространения нацистской идеологии.

24 января 2016 г. вступил новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон). Положения Закона направлены на последовательное совершенствование антикоррупционного законодательства Беларуси, в частности, принятие дополнительных мер по снижению мотивации должностных лиц к коррупционному поведению, повышению осознания неотвратимости наказания за коррупционные преступления, а также на максимальное усиление роли общественности в выявлении фактов коррупции и информировании об этом правоохранительных органов. Закон является целостным документом, определяющим в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц.

Справочно.

Законом вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепляются формы участия граждан в такой деятельности (в том числе участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и в работе комиссий по противодействию коррупции).

К настоящему времени разработаны подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы применения антикоррупционного законодательства (выплаты вознаграждений за содействие в выявлении коррупции, обмена информацией между государственными органами).

В стране функционирует система правоохранительных органов и судов, стоящая на страже законности и обеспечивающая правопорядок.

В нее входят система судов Республики Беларусь (во главе с Верховным Судом Республики Беларусь), органы прокуратуры (Генеральная прокуратура Республики Беларусь), органы внутренних дел (Министерство внутренних дел Республики Беларусь), органы государственной безопасности (Комитет государственной безопасности Республики Беларусь), Следственный комитет Республики Беларусь и его территориальные органы, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь.

Отдельные функции в рассматриваемой сфере осуществляются также Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям и его подразделениями, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Обеспечивается доступность механизмов правовой защиты граждан, возможность каждому в судебном, административном порядке или путем обращения в правоохранительные органы отстоять свои права.

Справочно.

К примеру, за период с 2015 года по I полугодие 2016 г. органами прокуратуры разрешено 7 315 жалоб по вопросам надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, из них 6 918 (95%) – по обращениям физических лиц.

В указанный период прокурорами в кассационные сроки проверена законность около 80 тыс. решений судов. Принесено более 4 тыс. кассационных протестов, из которых рассмотрено свыше 3,5 тыс. и удовлетворено более 2 тыс. В порядке надзора прокурорами проверена законность около 13 тыс. судебных постановлений. По результатам изучения дел принесено 415 надзорных протестов, из которых рассмотрено 400, удовлетворено 287.

В 2015 году Беларусь второй год подряд заняла 50-е место в рейтинге по индексу верховенства права по итогам исследований, проведенных международной неправительственной организацией (The World Justice Project). Наши ближайшие соседи – Россия и Украина – расположились на 75-й и 70-й строчках рейтинга соответственно. Также на 65-м месте находится Казахстан, Молдова – 69-я. Лидерами являются государства Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Нидерланды. Еще в первой десятке значатся Австрия, Германия, Сингапур и Австралия. Замыкают рейтинг Зимбабве, Афганистан и Венесуэла.

По оценке независимых экспертов, правопорядок и безопасность в Беларуси находятся на 29-м месте в рейтинге, соблюдение закона заняло 34-е, гражданское правосудие – 30-е, борьба с коррупцией – 43-е место.

Справочно.

Данный рейтинг (индекс) представляет собой комбинированный показатель, рассчитанный на основе данных, полученных из экспертных источников и в результате опроса общественного мнения по восьми базовым критериям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, прозрачность институтов власти, защита основных прав, правопорядок и безопасность, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

Как заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко  5 мая 2016 г. на торжественной церемонии вручения государственных наград лучшим людям страны, «мы гордимся тем, что Беларусь в нынешней тревожной обстановке по праву считается уголком стабильности».

По данным Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, подавляющее большинство граждан страны (82%), оценивая уровень личной безопасности, считают, что ощущают себя в безопасности, находясь на улице, в общественных местах.

*****


Одним из основных органов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение законности и охрану правопорядка, выступают органы внутренних дел.

После обретения страной государственного суверенитета результатом планомерно проводимой работы органов внутренних дел явилось отсутствие в республике криминальных войн, сопровождающихся гибелью людей. В отличие от многих развитых стран мира в Беларуси преступления с применением огнестрельного оружия носят эпизодический характер, исчезли факты заказных убийств, захвата заложников.

Благодаря слаженным совместным действиям в ходе осуществления оперативно-розыскных и проверочных мероприятий органам внутренних дел республики удалось выстроить действенную систему противодействия незаконной деятельности так называемых «воров в законе» и лидеров уголовно-преступной среды. В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует общее руководство криминальным миром.

В нашей стране нет выраженных предпосылок и к осуществлению террористической деятельности.

Вместе с тем следует понимать, что мы живем в глобальном мире, и сегодня изначально локальные угрозы быстро становятся общими, затрагивающими все государства проблемами, будь то террористическая деятельность преступной организации «Исламское государство» или серия террористических актов в Западной Европе. Аналитики обращают внимание на то, что своего транзитного положения в Беларуси существует определенный риск оседания носителей экстремистской идеологии.

Об эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с правонарушениями свидетельствуют следующие  статистические показатели.

По данным МВД Республики Беларусь, в I полугодии 2016 г. благодаря активным действиям правоохранителей отмечается снижение общего количества преступлений на 1,8% (в том числе умышленных причинений тяжких телесных повреждений – на 7%, краж – на 7%, а также общего числа потерпевших в стране – на 4%) к аналогичному периоду 2015 года.

В условиях политической и террористической напряженности в мире белорусской милицией принимаются меры по недопущению незаконного оборота оружия и боеприпасов, предупреждению правонарушений, связанных с их применением. С 11 по 15 апреля текущего года на территории республики проведено оперативно-профилактическое специальное комплексное мероприятие «Арсенал», направленное на активизацию добровольной сдачи, а также изъятие у населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, выявление и устранение нарушений порядка оборота оружия и боеприпасов.

Справочно.

В текущем году зарегистрировано 410 незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. За 7 месяцев 2016 г. из оборота изъято 748 единиц незарегистрированного оружия, более 37,4 тыс. боеприпасов различного калибра, добровольно сдана 681 единица указанной категории оружия, более 51,9 тыс. боеприпасов. Кроме того, за различные нарушения у индивидуальных владельцев изъято 1685 единиц зарегистрированного оружия.

К административной ответственности за нарушение правил обращения с огнестрельным оружием привлечены 398 граждан, за нарушение сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного или газового оружия либо правил постановки его на учет – 903, за незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия – 29 человек.

Во взаимодействии с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, другими природоохранными организациями на постоянной основе проводятся совместные мероприятия по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства, осуществляется выявление и изъятие оружия у браконьеров.

В целях недопущения распространения наркомании в Беларуси и сохранения здоровья нации основные усилия подразделений наркоконтроля республики направлены на пресечение преступной деятельности наркосбытчиков, выявление и перекрытие каналов поставки и транзита наркотиков, обнаружение и ликвидацию подпольных нарколабораторий, изъятие из незаконного оборота особо опасных синтетических психотропных веществ.

В результате предпринятых практических мер за первые 6 месяцев 2016 г. в Республике Беларусь органами внутренних дел выявлено почти 3,4 тыс. наркопреступлений, из них более 1,5 тыс. связаны со сбытом. В ходе проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий пресечено 27 каналов поставок наркотиков в республику из-за границы, а также их транзитных перевозок. В рамках возбужденных уголовных дел из незаконного оборота изъято более 100 кг наркотических средств и свыше 16 кг психотропных веществ. Пресечена деятельность 5 подпольных нарколабораторий, а также выявлено 13 помещений, специально приспособленных и оборудованных для выращивания наркосодержащих растений.

Справочно.

За нарушение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака» в текущем году в отношении 49 лиц составлены административные протоколы. Из незаконного оборота изъято более 18 т семян мака, наложено штрафов на сумму свыше 850 млн. неденоминированных белорусских рублей, возбуждено 41 уголовное дело в связи с засоренностью семян мака маковой соломой.

В рамках реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» в текущем году составлено и вступило в законную силу 832 административных протокола, наложено штрафов на сумму почти 1 млрд. неденоминированных белорусских рублей.

Нарабатывается практика возбуждения уголовных дел за незаконное перемещение наркотиков через Государственную границу Республики Беларусь (январь–июнь 2016 г. – 28), а также за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (январь–июнь 2016 г. – 23).

Справочно.

В ходе проведения комплекса оперативно-профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения на территории Республики Беларусь «насвая», из незаконного оборота изъято свыше 1,3 т данного вещества, составлено 46 административных протоколов.

Проявляется положительная тенденция снижения количества выявленных наркопреступлений, совершенных с участием несовершеннолетних. Существенно уменьшилось количество наркопреступлений, совершенных ранее судимыми.

Подразделениями по наркоконтролю продолжается активная работа по пресечению распространения психоактивных веществ с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Справочно.

Так, пресечена деятельность 40 интернет-магазинов, созданных для реализации наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Ограничен доступ к 12 сайтам, содержащим сообщения или материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, заблокировано свыше 300 кошельков электронных денег.

За 6 месяцев 2016 г. в Республике Беларусь в сфере противодействия торговле людьми и иным связанным с ней деяниям выявлено 787 преступлений, из них 206 (26,2%) тяжких и особо тяжких.

Справочно.

Из общего количества выявленных преступлений 62 правонарушения связаны с трафикингом (незаконной продажей или перепродажей), в том числе 27 тяжких и особо тяжких (торговля людьми – 1; похищение человека в целях эксплуатации – 2; использование занятия проституцией – 40, из них 24 совершенных при отягчающих обстоятельствах, в том числе 14 – с вывозом потерпевших за рубеж; вовлечение в занятие проституцией – 19).

Среди вышеуказанных выявлено 27 преступлений, связанных с вывозом 39 человек за пределы государства в целях эксплуатации (жертв, планировавшихся к вывозу, – 16). Перекрыто 12 каналов вывоза людей в 5 стран мира в целях эксплуатации. Установлены 32 лица, подозреваемых в трафикинге, из них в отношении 24 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Установлены 416 лиц, подозреваемых в совершении преступлений, связанных с порнографией и вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение (из них в отношении 15 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу). Ликвидирована одна порностудия, прекращена деятельность одного порносайта.

Многочисленные эксперты в сфере нелегальной миграции акцентируют внимание на последствиях для Европейского союза миграционного кризиса, обусловленного наплывом беженцев из государств Ближнего Востока и Африки, а также дальнейшими попытками транзитной незаконной миграции через территорию Беларуси выходцев из Сирии, Ирана, Ирака, Афганистана, Вьетнама и ряда других государств. Правоохранительными органами республики уже неоднократно задерживались граждане различных стран, имеющие реальный опыт боевых действий, незаконно прибывшие на территорию нашей республики с целью дальнейшего выезда в страны Евросоюза.

Миграционная обстановка в Республике Беларусь остается контролируемой и управляемой.

Справочно.

Анализ статистических данных органов Государственного пограничного комитета Республики Беларусь свидетельствует, что в прошлом году в нашу страну иностранцы въезжали около 4,5 млн. раз. В территориальных органах внутренних дел по частным и служебным делам прошли регистрацию свыше 650 тыс. иностранцев (из них в гостиницах, санаторно-курортных и оздоровительных организациях, а также субъектах агроэкотуризма проживали более 500 тыс. человек).

По состоянию на 1 января 2016 г. в Республике Беларусь находились 59,1 тыс. иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание, и более 181,5 тыс. – на постоянное проживание.

Результаты деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь, равно как и иных правоохранительных органов республики, позволяют говорить об эффективности их работы в отношении обеспечения безопасных условий для жизни граждан.

*****


С 1 января 2012 г. в нашей стране функционирует новая следственная структура – Следственный комитет Республики Беларусь, который представляет единую и централизованную систему государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

Как заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 11 февраля 2016 г. на расширенном заседании коллегии Следственного комитета, «решение о создании Следственного комитета было правильным и обоснованным. Улучшились показатели следственной работы. Но мы это делали не для показателей. Это было сделано ради людей». При этом Глава государства ориентировал следователей на то, что их задача – рассмотреть в установленный срок каждое заявление, при наличии состава преступления незамедлительно возбудить уголовное дело, а затем его расследовать, собирать доказательства и искать виновных. «И не надо следователям также ждать от оперативников какого-то готового уголовного дела, чтобы его красиво подписать, подшить или отправить прокурору, – сказал А.Г.Лукашенко. – Помните, что за вашей работой стоят простые люди, которые хотят, чтобы их права были защищены, а виновные наказаны!».

В июле 2016 г. на очередном заседании коллегии Следственного комитета главным стало обсуждение практики выяснения обстоятельств гибели граждан. В I полугодии 2016 г. отмечается снижение числа жертв убийств со 163 до 145 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  Причем причины совершения в текущем году убийств, как и прежде, в значительной степени обусловлены длительным злоупотреблением алкоголем как преступниками, так и жертвами.

По словам Председателя Следственного комитета Носкевича И.Д.,  «одна из главных задач комитета – не только выяснить, почему произошла трагедия вчера, но и способствовать тому, чтобы она не повторилась завтра».

*****


В Республике Беларусь функционирует независимая и эффективная судебная система.

В рамках укрепления законности и правопорядка судебные учреждения Беларуси на практике эффективно обеспечивают принцип верховенства права.

Отлаженный процесс правосудия в нашей стране отвечает требованиям времени, действенно защищает законные интересы граждан и соответствует международным стандартам.

По данным статистики Верховного Суда Республики Беларусь:

  • в 2015 году судами рассмотрено дел с вынесением приговора – 41 398; в I полугодии 2016 г. – 20 919;
  • в 2015 году число осужденных лиц – 43 420 (в том числе за преступления против собственности – 16 322, за преступления, связанные с наркотиками, – 3 929, за преступления против общественного порядка и общественной нравственности – 2 510);
  • в I полугодии 2016 г. число осужденных лиц – 22 028 (в том числе за преступления против собственности – 8 311, за преступления, связанные с наркотиками, – 1 847, за преступления против общественного порядка и общественной нравственности – 1 477).
*****


Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь, надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов возлагается на органы прокуратуры.

Ключевыми направлениями деятельности органов прокуратуры являются защита прав и законных интересов граждан, общественной безопасности и экономических устоев государства.

23 августа 2016 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко заслушал расширенный доклад Генерального прокурора Республики Беларусь Конюка А.В. о состоянии криминогенной ситуации и работе органов прокуратуры в связи с недавно прошедшей реформой в правоохранительной системе.

Справочно.

В текущем году прокурорами рассмотрено более 25,5 тыс. обращений, из которых признаны обоснованными почти 5 тыс. Проведено более 4,5 тыс. проверок исполнения законодательства, внесено около 24 тыс. актов прокурорского надзора. По требованию прокуроров более 20 тыс. лиц привлечено к административной, дисциплинарной и материальной ответственности, возмещен ущерб в размере более 376,4 млрд. неденоминированных рублей. Особое внимание уделено наиболее значимым сферам социально-общественных отношений – охране здоровья, соблюдению трудовых и жилищных прав.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является защита гарантированных Конституцией Республики Беларусь трудовых прав граждан на оплату труда.

Во исполнение поручений Президента Республики Беларусь органами прокуратуры обеспечен постоянный надзор за соблюдением субъектами хозяйствования полноты и сроков выплаты заработной платы, сокращением внешней просроченной дебиторской задолженности и возвратом валютной выручки в страну.

Справочно.

В 2015 году – I полугодии 2016 г. прокурорами по фактам несвоевременной выплаты заработной платы внесено почти 3 тыс. актов надзора. По результатам их рассмотрения нанимателями погашена задолженность по зарплате на сумму более 700 млрд. неденоминированных рублей, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 1,8 тыс. должностных и юридических лиц.

Принимаемые органами прокуратуры меры способствовали повышению дисциплины расчетов с работниками.

Надзорная деятельность прокуроров направлена в первую очередь на снижение криминальной составляющей образования просроченной задолженности, привлечение к ответственности виновных лиц, а также на непосредственное содействие во взыскании просроченной задолженности.

Справочно.

Принятые прокурорами меры реагирования, в том числе посредством обращения в суды в интересах белорусских поставщиков, способствовали возврату в хозяйственный оборот более 48 млн. долл. США.

Прокурорами уделяется внимание вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, неукоснительного соблюдения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Реализуемый
во взаимодействии с органами власти и другими заинтересованными комплекс мер позволил повысить уровень противопожарной защиты объектов, снизить количество нарушений и, как следствие, не допустить в текущем году в республике крупных пожаров и техногенных катастроф.

Справочно.

В 2016 году в Республике Беларусь по сравнению с прошлым годом количество пожаров снизилось на 16% (с 3199 до 2676), погибших людей от них – на 17% (с 294 до 243), в том числе несовершеннолетних – на 50% (с 8 до 4).

В Беларуси сохранена положительная динамика производственной безопасности. Не допущен рост числа фактов гибели работников на предприятиях республики и случаев получения тяжелых производственных травм.

Постоянное внимание уделяется проблемам состояния правопорядка и безопасности на дорогах.

Справочно.

Подготовлено и внесено значительное количество изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, другие нормативные правовые акты: усилена ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, внесены изменения в Правила дорожного движения, касающиеся установления требований об обязательном использовании при перевозке детей в возрасте до 12 лет специальных детских автокресел, использовании в зимнее время специальных шин, предназначенных для эксплуатации в зимних условиях, увеличено количество часов практического вождения в автошколах.

Это способствовало значительному снижению количества правонарушений на дорогах. В I полугодии 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. снизилось количество дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), повлекших гибель или ранение людей (на 14%), число погибших (на 31%) и число раненых (на 12%).

По вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, в I полугодии 2016 г. в республике произошло 136 ДТП (на 46% меньше, чем в I полугодии 2015 г.). За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения привлечено к административной ответственности 11,7 тыс. водителей (на 8% меньше, чем в I полугодии 2015 г.).

Положительный результат дает применение строгих мер уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, в том числе введенная Законом от 12 июля 2013 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения» специальная конфискация транспортных средств.

Справочно.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом число осужденных за данное преступление снизилось почти на 24% (с 2212 лиц до 1684). В первой половине 2016 г. осуждено 614 таких лиц.

В текущем году по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 317-1 «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)» Уголовного кодекса Республики Беларусь, применена специальная конфискация в отношении около 500 легковых автомобилей, 25 мопедов (скутеров), 27 мотоциклов, 2 грузовых автомобилей, 11 тракторов, 7 единиц сельхозтехники, 12 иных транспортных средств.

Отмечена тенденция к умеренному росту количества выявленных коррупционных преступлений, что связано с активизацией деятельности правоохранительных органов. Здесь наибольшее количество занимают факты хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, получения и дачи взяток. Наиболее коррупционно рискованными остаются сферы распоряжения имуществом государственных организаций, в том числе бюджетными средствами при осуществлении закупок товаров (работ, услуг), строительства и реконструкции объектов республиканской и  коммунальной форм собственности.

Справочно.

Правоохранительными органами республики в 2015 году установлено 724 лица, совершивших коррупционные преступления, в I полугодии 2016 г. – 310  лиц. Из них 25 лиц занимали ответственное положение.

Анализ причин коррупционных преступлений позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев их совершение стало возможным вследствие непринятия со стороны руководителей государственных органов и иных организаций должных мер по предупреждению коррупции, обеспечению контроля за работой подчиненных сотрудников, упущений при подборе кадров.

Справочно.

Условиями, способствующими совершению коррупционных преступлений, являются проявления бесхозяйственности, неэффективное использование финансовых и материальных ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах.

В I полугодии 2016 г. проводился комплекс мероприятий, направленных на закрепление динамики снижения преступности и криминогенных рисков на предприятиях железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного видов транспорта, обеспечение общественной безопасности, соблюдение трудовых и социальных прав граждан, принятие мер профилактического характера по предупреждению травматизма, возмещению вреда.

Справочно.

В результате принятых мер удалось достичь снижения уровня преступности в I полугодии 2016 г. на объектах транспорта с 462 до 438 преступлений, что на 5% меньше аналогичного периода прошлого года. С 95 до 51, или на 46%, уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений.

Одним из важных направлений в работе органов прокуратуры является надзор за исполнением требований Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», а также законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.

Справочно.

В I полугодии 2016 г. в органы прокуратуры Республики Беларусь поступило более 37 тыс. обращений физических лиц, что на 9,6% больше, чем в I полугодии 2015 г., – около 34 тыс. Наибольший рост поступивших обращений отмечается в органах прокуратуры Гомельской, Брестской, Минской областей (соответственно 26,3%, 23,6%, 18,2%) и аппарате Генеральной прокуратуры (7,9%).

Экспертная сессия в рамках форума Energy Expo

III Форум ИТ-Академграда «Искусственный интеллект в Беларуси»

Внеочередное общее собрание акционеров

Продлен срок приема заявок на реализацию пилотных проектов в сфере цифрового развития

Единый день безопасности