Обеспечение населения качественным и доступным жильем – важное направление социальной политики белорусского государства

11.11.2016 #Единый день информирования

Материалы подготовлены Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь на основе информации
Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь


Результаты изучения общественного мнения, осуществляемого Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, свидетельствуют об актуальности вопросов обеспечения населения жильем. Так, по данным республиканского опроса, проведенного ИАЦ в III квартале 2016 г., жилищная проблема занимала пятую позицию среди проблем, волнующих граждан (после роста цен, снижения реальных доходов, безработицы, алкоголизма). На ее значимость указал каждый четвертый респондент (23%).

Вопрос обеспечения граждан качественным и доступным жильем находится на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства, определяя стратегию дальнейшего развития нашей страны, заявил: "Нам надо в строительстве увеличивать эффективность. Нам надо создавать современные материалы, чтобы дом или квартиру можно было построить быстро, качественно и чтобы она долгий период времени служила. У нас сегодня жилой фонд потребляет 35–40% энергоресурсов страны. Почти половина! Значит, это направление для нас очень важно и все процессы там должны быть усовершенствованы. Ставится задача переориентации мощностей отрасли на экспорт услуг – проектирование и сдача объектов "под ключ". Более активно будем развивать индивидуальное строительство".

"К 2020 году мы увеличим выпуск стройматериалов с высокими техническими характеристиками до 85%. Это поможет снизить себестоимость квадратного метра до уровня среднемесячной зарплаты по стране. Необходимо обеспечить доступность кредитных ресурсов для населения. За пятилетку мы планируем построить свыше 18 млн. м² жилья, в том числе 1,55 млн. м² – для состоящих на учете нуждающихся граждан", – подчеркнул Глава государства.

 

Основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь


Жилье – одна из базовых ценностей, которые обеспечивают гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, а также стимулируют их к производительному труду.

Результаты обеспечения населения качественным и доступным жильем в значительной степени формируют отношение общества к государству. По итогам решения жилищных вопросов граждане во многом судят об эффективности реализации государством своих функций в целом.

В нашей стране именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилье. В этой сфере только государство:

  • формирует законодательно-правовую базу и саму жилищную политику, проводит мероприятия по реформированию жилищной сферы;
  • регулирует развитие частного предпринимательства в жилищной сфере;
  • осуществляет адресную помощь в приобретении и строительстве жилья отдельным категориям населения и социальную поддержку посредством субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг малоимущим слоям населения.

В Беларуси жилищное строительство активно продолжается, хотя и в несколько меньших объемах, чем планировалось ранее. Это связано с тем, что на содержание, формы и механизмы реализации жилищной политики непосредственное влияние оказывают складывающиеся в нашей стране макроэкономические условия.

Приоритетными направлениями социально-экономического развития страны в жилищной сфере являются:

  • создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворять жилищные потребности нынешнего и будущих поколений граждан и обеспечивать доступность в приобретении жилья всех слоев населения;
  • повышение уровня обеспеченности граждан жильем;
  • развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья;
  • дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг;
  • эффективное использование существующего жилищного фонда.
Итоги реализации государственной политики в области жилищного строительства в 2011–2015 годах


Основным документом, в соответствии с которым проводилась жилищная политика в прошлой пятилетке, была Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 267.

Реализация государственной политики в области жилищного строительства позволила в 2011–2015 годах ввести в эксплуатацию 25,8 млн. м² жилья, при этом около 53% жилья (13,7 млн. м²) построено для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (196,7 тыс. семей).

В этот период в Республике Беларусь было положено начало строительству по государственному заказу и формированию фонда жилых помещений коммерческого использования.

В последние годы в республике наблюдается устойчивая тенденция повышения интереса граждан к проживанию в индивидуальных жилых домах.

В течение 2011–2015 годов было введено в эксплуатацию более 9 млн. м² общей площади одноквартирных жилых домов, что составило 36% от общего ввода.

Данные по общему вводу жилья и индивидуальных жилых домов
в Республике Беларусь за 2011–2015 годы (тыс. м²)

 

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 Всего за 2011–2015 годы
Общий ввод жилья 5487,0 4484,7 5273,7 5522,4 5058,4 25826,2
Строительство индивидуальных жилых домов населением 1697,9 1413,8 1956,4 1890,2 2355,3 9313,6


В 2011–2015 годах около 12 млн. м² жилья общей площади было введено с использованием различных видов господдержки, в том числе и по госзаказу: по данным Белстата, фактический ввод жилья по госзаказу за 2014–2015 годы составил 1086,4 тыс. м².

Наращивались объемы строительства жилья для многодетных семей и жилья социального пользования.

За это время доля жилья, построенного для многодетных семей, в общем объеме введенного жилья выросла с 5,6% до 7,4%. Только в 2015 году для многодетных семей было введено 4612 квартир, или 372,2 тыс. м² общей площади жилых домов, 5685 многодетных семей улучшили жилищные условия.

За 2011–2015 годы:

  • построено 321,6 тыс. м² жилья социального пользования;
  • введено в эксплуатацию 465,5 тыс. м² жилых помещений коммерческого использования;
  • на строительство жилья направлено 147,7 трлн. руб., из них 41,5 трлн. руб. – льготные кредиты банков, на строительство инфраструктуры – 26,8 трлн. руб.

Существенно увеличилась доля собственных средств организаций и населения в общем объеме финансирования жилищного строительства. По итогам 2015 года она превысила 60%.

Важной задачей строительной отрасли было усиление контроля за качеством возводимого жилья и соблюдением нормативных сроков строительства. Введена аттестация специалистов и организаций строительного комплекса, предусмотрены дополнительные меры ответственности застройщиков.

Благодаря эффективной жилищной политике свои жилищные условия улучшили более 310 тыс. семей (свыше 1 млн. человек).

По сравнению с 2013 годом снизилось количество граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Количество граждан (семей), состоящих на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий (на начало 2016 года)

 

Показатель 2013 2014 2015 2016
Количество граждан (семей), тыс. 813,6 773,0 742,2 718,2
Динамика, по сравнению с прошлым периодом, % 100 95 96 97


В общем количестве нуждающихся в улучшении жилищных условий основную долю составляют городские жители – 90,1%, доля сельских – всего лишь 9,9%. На конец 2015 года таких граждан (семей) было 718,2 тыс., что на 95,4 тыс. меньше, чем в 2013 году.

В Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь, разработанной на период до 2016 года, были представлены принципиально новые направления в финансировании жилищного строительства – нормативно оформлена ипотека и начата разработка системы жилищных строительных сбережений (далее – система ЖСС).

Справочно.

Ипотека – это долгосрочный кредит под залог недвижимого имущества на приобретение жилья в собственность.

Система ЖСС – система финансовых и организационных мероприятий по улучшению жилищных условий участников, основанная на привлечении денежных средств участников во вклады, начислении на них дохода, выделении премий государства и предоставлении им кредитов при условии накопления не менее минимально необходимой суммы жилищных строительных сбережений в течение срока накопления в соответствии с условиями договора о жилищных строительных сбережениях.

В 2014 году в государствах – участниках СНГ построено 120 млн. м² общей площади жилых домов, что на 27% больше, чем в 2010 году. По сравнению с 2013 годом объемы жилищного строительства возросли в Содружестве на 10,9%, в том числе в России – на 14,8%, Таджикистане – на 10%, Казахстане – на 10,2%, Кыргызстане – на 11,1%, Узбекистане – на 5,6%, Беларуси – на 5,7%. В то же время в Азербайджане и Украине ввод в эксплуатацию жилья сократился.

Ввод в эксплуатацию жилых домов в странах СНГ (млн. м²)

 

  2010 2011 2012 2013 2014
Азербайджан 2,0 2,0 2,1 2,4 2,0
Армения 0,5 0,6 0,4 0,3 0,3
Беларусь 6,6 5,5 4,5 5,2 5,5
Казахстан 6,4 6,5 6,7 6,8 7,5
Кыргызстан 0,7 0,9 0,9 0,9 1,0
Молдова 0,5 0,6 0,5 0,5 0,5
Россия 58,4 62,3 65,7 70,5 81,0
Таджикистан 1,0 0,9 0,9 1,0 1,1
Узбекистан 8,9 9,2 10,4 10,7 11,3
Украина 9,3 9,4 10,7 11,2 9,7

 

Ввод в эксплуатацию жилых домов в расчете на 1000 человек
населения в странах СНГ за 2011–2015 годы (м² общей площади)

 

  Ввод в эксплуатацию жилых домов на 1000 человек населения, м² общей площади
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Беларусь 578 474 551 583 533
Азербайджан 225 234 258 233 203
Армения 175 141 106 94 *
Казахстан 394 401 402 435 439
Кыргызстан 157 152 164 186 *
Молдова 164 141 145 140 172
Россия 436 459 491 576 583
Таджикистан 116 119 128 139 *
Узбекистан 314 348 354 * *
Украина 207 237 248 227 259


* Данные на сайтах статистических комитетов не приведены.

Системная работа Правительства по решению жилищных проблем граждан получила свое развитие в Государственной программе "Строительство жилья" на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа), принятой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 325.

Документ направлен на создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье согласно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям.

Развитие жилищного строительства в Республике Беларусь в 2016–2020 годах будет проходить в соответствии с общей концепцией развития экономики страны, предусматривающей сокращение доли бюджетного финансирования и расширение использования внебюджетных источников.

Проводимая в январе–сентябре 2016 г. Правительством Республики Беларусь, Минстройархитектуры, облисполкомами и Минским горисполкомом работа (с учетом экономических возможностей) позволила выполнить годовое задание по строительству жилья в объеме 77,0% по общей площади жилых домов и 87,3% по площади жилых домов, строящихся с государственной поддержкой.

По итогам ввода жилья за 2016 год регионами планируется выполнить годовое задание по общему вводу и с государственной поддержкой.

В Беларуси процесс формирования фонда жилых помещений коммерческого использования госжилфонда начался после принятия Главой государства Указа от 8 ноября 2011 г. № 512 "О некоторых вопросах использования государственного жилищного фонда". Уже в 2012 году было введено в эксплуатацию 190 арендных квартир.

Справочно.

Значительная часть европейцев постоянно проживает в арендуемом жилье. Например, в Швейцарии в 2013 году доля проживающих в съемном жилье составила 56% всего населения. "Страной нанимателей" называют Германию: здесь почти каждый второй немец снимает жилье. В крупнейших городах Берлине, Мюнхене, Гамбурге и Кельне доля нанимателей составляет от 75% до 85% жителей. К странам с высокой долей арендного жилья в структуре жилищного фонда относятся также Австрия, Дания, Франция, Швеция, Нидерланды, Чехия.

В Беларуси тема арендного жилья постоянно присутствует в программных правительственных документах и в производственной повестке дня отечественного стройкомплекса.

Уже за 2013–2015 годы в нашей стране было введено 454,7 тыс. м² арендного жилья государственного жилищного фонда. Лидировала по объемам белорусская столица, где проживает пятая часть населения страны (около 2 млн. человек). В г.Минске в 2013–2015 годах было введено 130,7 тыс. м² арендного жилья (29% от общего объема по республике).

Первостепенное значение для индивидуального жилищного строительства имеет обеспечение земельными участками.

В Республике Беларусь по состоянию на 1 июля 2016 г. территории, подобранные под индивидуальное жилищное строительство, составляют 12179,9 га (60603 земельных участка), в перечни свободных (незанятых) включено 29496 земельных участков.

Территории, обеспеченные градостроительной (проектной) документацией, составляют 82,9%. Так, в Минской области – 63,0%, в Гомельской – 100,0%.

В очереди на получение земельных участков состоит в целом по республике 67687 граждан, из них 63667 – нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Наиболее сложная ситуация по обеспечению земельными участками граждан – в Гродненской и Минской областях, где число указанных граждан превышает количество земельных участков, включенных в перечень свободных (незанятых), а также земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией.

В средних и малых городах, и особенно в сельских населенных пунктах, при наличии достаточного количества свободных земель допускается выделение значительных по площади земельных участков для размещения усадебной застройки при желании граждан вести развитое приусадебное хозяйство. При этом в городах участки под усадебную застройку выделяются исключительно на освободившихся по каким-либо причинам территориях в сложившихся районах застройки такого типа при условии, что эти районы, согласно существующей градостроительной документации, не предполагаются к сносу в ближайшей перспективе.

Узнать о наличии свободных земельных участков под строительство можно в местных исполкомах (сельсоветах). Списки таких участков эти органы размещают на своих информационных стендах, официальных сайтах. Подобная информация публикуется и в СМИ.

В целях развития индивидуального жилищного строительства будут внедряться прогрессивные технологии возведения индивидуальных жилых домов, прежде всего индустриальным способом. Развитие получит строительство индивидуальных жилых домов:

  • в монолитном исполнении (в том числе с использованием несъемной опалубки);
  • по технологии применения легких стальных тонкостенных конструкций;
  • каркасным способом из дерева и с использованием мощностей организаций сборного железобетона и крупнопанельного домостроения;
  • из мелкоштучных материалов, комбинированных систем с применением панелей из ячеистого бетона.

Особое внимание должно уделяться широкому внедрению децентрализованных систем теплоснабжения, включая системы, использующие электрическую энергию, возобновляемые и вторичные энергетические ресурсы. Внедрение таких систем позволит сэкономить топливо, сократить капитальные затраты, сроки строительства и ввода жилья в эксплуатацию.

В целях расширения возможностей решения жилищного вопроса граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе имеющих право на государственную поддержку, предполагается в дальнейшем осуществлять строительство жилья путем долевого участия граждан в строительстве и создания жилищно-строительных потребительских кооперативов с ограничением прибыли застройщика и рентабельности строительства. Такое долевое строительство уже развернулось во многих регионах страны.

Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" определены категории граждан, имеющих право на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья с использованием государственной поддержки. Для этих групп населения выделяются льготные кредиты, субсидии и средства банков с 50%-ной компенсацией ставки рефинансирования за счет бюджета.

Продолжится строительство жилья по государственному заказу в рамках средств, ежегодно выделяемых на эти цели.

Формирование цен на жилье


Средняя стоимость 1 м² общей площади введенных в эксплуатацию домов (без индивидуальных застройщиков) за январь–июнь 2016 г. с использованием государственной поддержки составила 751,3 руб.

Справочно.

На 2017 год данный показатель запланирован на уровне 924,8 руб. за 1 м² общей площади.

Средняя стоимость 1 м² общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой (без учета индивидуальных застройщиков), составит к 2020 году в пределах 1131,8 руб.


Предельные нормативы стоимости 1 м² общей площади жилого помещения для расчета размера льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений устанавливаются ежегодно и на сегодня составляют 660 руб. за 1 м², что определено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2015 г. № 1101 "О мерах по выполнению заданий на 2016 год по строительству жилых домов, объемах ввода в эксплуатацию и финансирования строительства жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в 2017 году".

Формирование цен в долевом строительстве жилья регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 "О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь" (далее – Указ № 263).

Прибыль застройщика определяется в порядке, установленном Положением о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь, утвержденным данным Указом.

При этом прибыль застройщика в размере не более 5% от определяемой в текущих ценах сметной стоимости объекта долевого строительства распространяется на общую площадь строящегося объекта долевого строительства в размере 30 м² на одного члена семьи дольщика при строительстве одноквартирного жилого дома и 20 м² на одного члена семьи дольщика при строительстве жилого помещения в блокированном жилом доме (30 м² – при строительстве однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме для одного человека).

При строительстве одноквартирных жилых домов, жилых помещений в блокированных жилых домах для дольщиков, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, строительстве нежилых помещений в блокированных жилых домах, иных объектов недвижимости цена объекта долевого строительства (цена договора) формируется на стадии заключения договора в соответствии с законодательством. При этом застройщик вправе предусматривать прибыль, размер которой не ограничивается.

Вопросы защиты дольщиков и ответственности застройщиков при долевом строительстве жилых и нежилых помещений регулируются нормами Указа № 263.

Так, в соответствии с Указом № 263 средства, направляемые непосредственно на строительство объектов долевого строительства, принимаются застройщиком на специальный счет, открытый для строительства одного объекта (жилого дома). Это позволяет использовать средства только по целевому назначению.

Договор с дольщиками заключается по типовой форме, утвержденной Указом № 263, то есть застройщик не вправе внести в договор нормы, заведомо ущемляющие права дольщиков.

Указом № 263 предусмотрено обязательное опубликование застройщиком проектной декларации, в которой имеется вся необходимая информация о застройщике и объекте строительства. Это дает дольщику возможность свободнее ориентироваться на рынке строительных услуг, выбирая застройщика.

Изменение цены договора возможно только в установленном Указом № 263 порядке. При этом дольщик вправе не согласиться с изменением цены, в таком случае застройщик обосновывает эту цену с представлением расчетов. То есть любое изменение цены договора дольщик вправе проверить и согласиться с ним или нет.

Обязательная регистрация договора в местных исполнительных и распорядительных органах защищает дольщиков от двойных продаж одной квартиры и нарушений при составлении долевого договора.

Указом определена ответственность застройщика за несвоевременный ввод объекта в эксплуатацию.

Справочно.

В случае наличия вины застройщика при срыве срока ввода объекта он уплачивает дольщикам пеню в размере 0,01% (при превышении срока ввода относительно нормативного срока строительства до 3 месяцев), 0,02% (при превышении такого срока от 3 до 6 месяцев) и 0,03% (при превышении срока свыше 6 месяцев) от суммы внесенных дольщиками платежей за каждый день просрочки.

Также Указом № 263 установлено, что в случае наличия вины застройщика в невыполнении срока ввода объекта в эксплуатацию он обязан при расчете цены договора применять только индексы, установленные для месяца, который является последним в нормативном сроке строительства, установленном в договоре.

Кроме того, дольщику предоставлена возможность прекратить строительство на любой его стадии без объяснения причин, получив при этом внесенные средства с индексацией.

Расчет стоимости строительства в настоящее время производится не по базисным ценам, а по ресурсному методу, который наиболее точно учитывает произведенные затраты, что позволяет в конечном результате сдерживать рост стоимости одного квадратного метра жилья, в первую очередь строящегося с господдержкой.

С 2015 года законодательно урегулирован порядок заселения сданных в эксплуатацию жилых домов, что обязывает застройщика в течение месяца после ввода провести все процедуры для обеспечения условий для передачи гражданину квартиры.

Формы кредитования жилищного строительства граждан


В настоящее время банки республики предлагают различные формы финансирования строительства (приобретения) недвижимости для физических лиц:

  • льготное кредитование;
  • кредитование на условиях банков;
  • кредитование на приобретение жилищных облигаций;
  • участие в системе строительных сбережений.

Условия предоставления кредитов банки размещают на своих официальных сайтах. Также граждане могут получить консультации непосредственно в самих банках.

Справочно.

Количество банков, участвующих в кредитовании физических лиц на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, увеличилось с восьми в январе до девяти в сентябре 2016 г. (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Сбербанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "Белгазпромбанк", ОАО "Банк БелВЭБ", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Технобанк", ОАО "Паритетбанк").

Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях, предоставленным физическим лицам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья (без учета кредитов, предоставленных на льготных условиях по решениям Президента), в январе 2016 г. сложилась на уровне 30,1% годовых, в сентябре – 22,8% годовых, снизившись с начала года на 7,3 процентного пункта.

Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях, предоставленным физическим лицам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья (с учетом кредитов, предоставленных на льготных условиях по решениям Президента), в январе 2016 г. сложилась на уровне 7,3% годовых, в сентябре – 7,9% годовых, незначительно увеличившись с начала года на 0,6 процентного пункта.

Система строительных сбережений, предлагаемая ОАО "АСБ Беларусбанк", реализуется с 1 июля 2006 г. Предполагает два этапа:

  • накопление собственных сбережений;
  • период кредитования.

Право участника на получение кредита возникает после окончания сберегательного этапа, в течение которого осуществлялось накопление и хранение денежных средств. Кредиты предоставляются на приобретение жилых помещений, строительство жилых помещений путем приобретения жилищных облигаций в белорусских рублях.

Предполагается, что операторами вышеназванной системы ЖСС смогут стать все банки Республики Беларусь, что позволит быстрее внедрить систему и создать конкурентную среду.

Банки будут устанавливать самостоятельно тарифные программы, включающие сроки накоплений, порядок кредитования и условия смены тарифной программы.

В круг участников ЖСС смогут входить все категории граждан (нуждающиеся и не нуждающиеся в улучшении жилищных условий). Это будет соответствовать общемировой модели функционирования классической системы ЖСС, основными залогами успешной работы которой являются привлечение в нее максимально широкого круга участников и поощрение их премией государства за то, что граждане на долгосрочной основе хранят деньги в данной системе, даже тех, кто не планирует в будущем вкладывать средства в улучшение жилищных условий. Предусматривается предоставление возможности использования средств системы ЖСС не только на строительство, но и на приобретение, а также на капитальный ремонт и реконструкцию жилья.

Также предполагается освобождение от налогообложения процентов по вкладу.

Ориентируясь на мировую практику жилищного кредитования, для обеспечения доступности кредитов на финансирование жилья уровень инфляции в стране не должен превышать 5–8%, а уровень процентной ставки по долгосрочным кредитам в национальной валюте на указанные цели – 12–15% годовых. Стоимость 1 м² не должна превышать среднемесячную номинальную заработную плату более чем в 2 раза.

В целях укрепления доверия к белорусскому рублю процентные ставки в экономике будут поддерживаться на положительном в реальном выражении уровне, обеспечивающем сохранность сбережений в национальной валюте.

Предполагается снизить ставку рефинансирования до значения 14–16% годовых в 2017 году и 7–9% годовых в 2020 году.

В проекте Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы прогнозируется, что процентные ставки по новым кредитам в национальной валюте сложатся к концу 2017 года на уровне 17–18% годовых, 2018 года – 14–15% годовых, 2019 года – 11–12% годовых, 2020 года – 9–11% годовых.

Реализация мер, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, позволит создать благоприятные условия для внедрения в стране систем жилищных строительных сбережений и ипотечного кредитования.

Необходимо особо отметить такой новый для Беларуси инструмент улучшения жилищных условий, как лизинг.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 "О вопросах регулирования лизинговой деятельности" созданы правовые условия для получения физическими лицами во владение и пользование на условиях лизинга имущества для использования в личных, бытовых, социальных и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Уже сегодня в рамках положений данного Указа и Гражданского кодекса Республики Беларусь граждане имеют возможность получать в лизинг жилые дома и квартиры. Такие лизинговые продукты предлагают физическим лицам отдельные лизинговые организации.

Вместе с тем на сегодняшний день Жилищным кодексом Республики Беларусь и иным жилищным законодательством не определены многие аспекты гражданско-правовых, жилищных, административных отношений, права и обязанности сторон, связанные с заключением и исполнением договора лизинга жилого помещения. В связи с этим для обеспечения достаточного, комплексного правового регулирования всех аспектов лизинга жилых помещений, защиты прав и законных интересов лизингополучателей – физических лиц Национальным банком разработан и согласовывается с заинтересованными государственными органами проект Указа Президента Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам лизинговой деятельности".

Имеющиеся основные проблемы в сфере обеспечения граждан качественным и доступным жильем


В настоящее время в республике не решены проблемы своевременного отселения семей из ветхого жилья и обеспечения жильем граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда.

Сохраняется достаточно большая очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В полной мере не решены проблемы технической эксплуатации жилья и жилищных отношений в условиях преобладающей частной собственности на жилые помещения.

Назрела необходимость максимально эффективного использования государственных финансовых ресурсов при строительстве жилых помещений для льготных категорий граждан на условиях дифференцированного подхода к определению групп населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий с государственной поддержкой.

В стране в полной мере не удовлетворяется спрос на арендное жилье госжилфонда. Динамика объемов его строительства снижается вследствие недостатка бюджетных средств. При этом частные инвесторы не считают для себя привлекательным рынок строительства наемного жилья вследствие длительных сроков окупаемости подобных проектов, которые могут доходить до 20 лет.

Совершенствование жилищной политики в Республике Беларусь в текущей пятилетке


Жилищная политика требует дальнейшего совершенствования на основе расширения возможностей каждого гражданина самостоятельно решить свой жилищный вопрос за счет собственных средств с использованием различных форм поддержки со стороны государства.

В государственной жилищной политике будут уточняться принципы предоставления государственной поддержки с учетом реальных финансовых возможностей государства, упорядочиваться планирование объемов строительства жилых помещений с государственной поддержкой.

В 2016–2020 годах потребность граждан в улучшении жилищных условий предполагается обеспечивать путем:

  • строительства собственного жилья (квартира или индивидуальный жилой дом);
  • реконструкции имеющегося жилья;
  • приобретения в собственность жилья на вторичном рынке;
  • получения в пользование социальных жилых помещений;
  • найма жилья.

Развитие жилищного строительства в Республике Беларусь в 2016–2020 годах будет проходить в соответствии с общей концепцией развития экономики страны, предусматривающей сокращение доли бюджетного финансирования и расширение использования внебюджетных источников.

Планируемый объем ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования в 2016–2020 годах – 18 млн. м², в том числе:

  • в 2016 году – 4000 тыс. м²;
  • в 2017 году – 3500 тыс. м²;
  • в 2018 году – 3500 тыс. м²;
  • в 2019 году – 3500 тыс. м²;
  • в 2020 году – 3500 тыс. м².

Государственной программой предусмотрено увеличение уровня обеспеченности населения жильем с 26,3 м² на человека (в 2015 году) до 27,3 м² (в 2020 году). При этом в общем объеме ввода в эксплуатацию жилых домов к 2020 году не менее 40% будет приходиться на долю индивидуальных жилых домов, а все многоквартирные жилые дома планируется строить в энергоэффективном исполнении, позволяющем снизить эксплуатационные затраты.

В целом за 2016–2020 годы планируется ввести в эксплуатацию около 6,5 млн. м² общей площади индивидуальных жилых домов, в том числе:

  • в 2016 году – 1181 тыс. м²;
  • в 2017 году – 1250 тыс. м²;
  • в 2018 году – 1300 тыс. м²;
  • в 2019 году – 1350 тыс. м²;
  • в 2020 году – 1400 тыс. м².

Зарубежный опыт свидетельствует, что самый эффективный рынок жилья складывается тогда, когда он состоит из трех компонентов: арендный сектор не менее 30%; государственное или муниципальное жилье – порядка 8–10%; остальное – в частном владении и пользовании. В Европе строительство арендного жилья активно стимулируется за счет недорогих кредитных ресурсов и преференций, которые предоставляются застройщикам. Общая тенденция – увеличение доли частных инвесторов в строительстве арендного жилищного фонда.

Планами 2016 года предусмотрен прирост арендного жилищного фонда в Беларуси на 127,2 тыс. м². При этом в текущем году ввод арендного жилья в белорусской столице не планируется.

Дальнейшее развитие на период до 2020 года наряду с развитием государственного жилищного фонда, сдаваемого внаем, должно получить строительство жилья за счет собственных средств организаций.

Строительство жилых помещений для продажи и сдачи внаем могут осуществлять зарегистрированные в Республике Беларусь организации независимо от формы собственности за счет собственных, заемных и привлеченных средств. Строительство может вестись собственными силами организаций-застройщиков и подрядным способом.

Положительной стороной такого строительства является то, что организация, построившая жилые помещения, сможет сдавать их внаем гражданам и получать с этого прибыль. Развитие такой формы потребует создания механизмов предоставления налоговых льгот и иных преференций организациям-застройщикам, а гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, – возмещения за счет государства части затрат на наем помещений.

Учитывая возрастающую роль экономии тепло- и энергоресурсов в 2016–2020 годах большое значение будет уделяться строительству энергоэффективного жилья, в первую очередь многоквартирных жилых домов в энергоэффективном исполнении.

В рамках реализации Государственной программы предусматривается выполнение следующих параметров:

  • к 2020 году все многоквартирные жилые дома будут строиться в энергоэффективном формате, в том числе доля жилых домов с высокими классами энергоэффективности будет доведена до уровня 20% от всего энергоэффективного жилья;
  • организация производства энергосберегающих систем, оборудования, комплектующих и материалов для строительства энергоэффективных жилых домов и тепловой модернизации существующего жилищного фонда, в том числе за счет внедрения конструктивных, организационно-технических и технологических решений интеллектуальных зданий, направленных на повышение эффективности управления инженерными системами здания путем использования автоматизированных систем;
  • строительство пилотных проектов энергоэффективных жилых домов, оснащенных системами горячего водоснабжения и отопления, использующих электрическую энергию и др.

В 2016–2020 годах планируется ввести в эксплуатацию более 8,5 млн. м² энергоэффективного жилья:

  • в 2016 году – 1418,1 тыс. м², или 50% от общего ввода жилья (без учета ввода индивидуальных жилых домов);
  • в 2017 году – 1462,5 тыс. м² (65%);в 2018 году – 1760 тыс. м² (80%);
  • в 2019 году – 1935 тыс. м² (90%);
  • в 2020 году – 2100 тыс. м² (100% от общего ввода жилья без учета ввода индивидуальных жилых домов).

В целях обеспечения комплексности развития административно-территориальных единиц, создания дополнительных условий для увеличения объемов жилищного строительства, сбалансированного развития населенных пунктов будет осуществляться строительство жилья в городах-спутниках. Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2014 г. № 214 "О развитии городов-спутников" предусмотрено придать городам:

  • Дзержинску, Заславлю, Логойску, Смолевичам, Фаниполю, г.п.Руденску статус городов-спутников г.Минска;
  • Жабинке – статус города-спутника г.Бреста;
  • Скиделю – статус города-спутника г.Гродно.

Строительство жилья в городах-спутниках будет осуществляться в соответствии с генеральными планами, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2016 г. № 13

"Об утверждении схем комплексной территориальной организации областей и генеральных планов городов-спутников", в рамках ежегодно принимаемых Правительством Республики Беларусь решений об объемах строительства, а также финансирования строительства жилых домов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к ним.

Строительство жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку в виде льготных кредитов и субсидий, будет продолжать осуществляться по экономичным проектам и контролируемым ценам.

Будет разработан и внедрен механизм жилищных строительных сбережений как один из основных источников финансирования жилищного строительства.

Будут приняты меры по обеспечению граждан качественным и доступным жильем, включая оптимизацию стоимости строительства жилья (в том числе путем проведения мониторинга стоимости (цен), установления различных нормативных ограничений и мер ответственности сторон).

Строительство жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющих строительство (реконструкцию) жилья с государственной поддержкой, будет осуществляться за счет планируемых на эти цели объемов льготных кредитов банков с преимущественным использованием экономичных проектов жилых домов в крупнопанельном исполнении.

Для снижения затрат на строительство жилья с государственной поддержкой на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла планируется:

  • ограничить рост стоимости строительных материалов, используемых при строительстве жилых домов;
  • применять отечественные строительные материалы (только при надлежащем обосновании будет разрешаться применение импортных строительных материалов);
  • продолжить строительство жилья с государственной поддержкой для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, преимущественно по типовым проектам и проектам, рекомендованным для повторного применения, в том числе для применения в индивидуальном жилищном строительстве и строительстве жилых домов (квартир) сельскохозяйственными организациями;
  • выделять земельные участки под строительство жилых домов преимущественно в районах с существующей инженерной и транспортной инфраструктурой либо в местах, максимально приближенных к таким районам.

Продолжится повышение уровня благоустройства жилищного фонда, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры населенных пунктов, особенно в сельской местности и малых городских поселениях.

Решение жилищного вопроса было и остается важнейшим направлением социальной политики государства. На это будут направлены усилия Правительства и органов местного управления, использованы все имеющиеся организационные, технические и финансовые возможности.

Источник: minsk.gov.by

Завершилось VII Всебелорусское народное собрание

Конференция «Цифровая трансформация со Сбером»

Пресс-конференция о сотрудничестве в области атомных неэнергетических и неатомных проектов

Семинар «Цифровое развитие административно-территориальных единиц» в Мозыре

Сотрудники ОАО «Гипросвязь» на Международной научно-технической конференции OSTIS-2024