Продовольственная безопасность - составная часть национальной безопасности Республики Беларусь и ключевое условие устойчивого развития государства
22.01.2018 #Единый день информирования
Ситуация с обеспечением питанием и потреблением продовольствия в мире
На ситуацию с обеспечением и потреблением продовольствия в мире оказывает влияние ряд глобальных тенденций:
рост численности населения мира за счет развивающихся стран. Ожидается, что к 2050 году численность населения мира увеличится до 9,7 млрд. человек, что потребует нарастить производство сельско-хозяйственной продукции более чем на 50% к сложившемуся уровню. При этом 99% прироста населения будет приходиться на страны Африки и Азии с более низким качеством жизни населения. Кроме того, быстрый рост населения может обернуться негативными последствиями для экосистем и природных ресурсов;
урбанизация населения. В настоящее время более половины населения мира проживает в городах. По прогнозам, эта доля к 2050 году достигнет двух третей. С 1990 года 27 государств перешли из категории нетто-экспортеров (стран, которые экспортируют больше продукции, товаров и услуг, чем импортируют) в число импортеров продовольствия;
увеличение масштабов голода и недоедания. По оценкам ООН, число хронически недоедающих людей составило в 2016 году 815 млн. человек (на 38 млн. больше по сравнению с предыдущим годом);
повышение калорийности рациона питания населения вследствие роста доходов и урбанизации в развивающихся регионах. Жители наименее развитых стран потребляют из продуктов животного происхождения 7,8% калорий, развивающихся – 15,1%, развитых – 23,6% (к 2024 году этот показатель составит 8,2%, 17,9% и 24,3% соответственно);
ориентация потребителей в развитых странах на повышение качества и безопасности питания. К примеру, в странах Европейского союза за период с 1990 года потребление обработанного мяса в расчете на одного человека увеличилось на 17%;
сокращение резервов наращивания сельскохозяйственного производства. До 2024 года динамика сельскохозяйственного производства в мире прогнозируется на уровне 1,5%. Темп роста замедлится в Восточной Европе и Российской Федерации до 1,3%, в Азии и Тихоокеанском регионе – до 1,7%. В странах Африки и Латинской Америки рост производства возможен на уровне 2,4%;
изменение климата и связанное с ним снижение устойчивости сельскохозяйственного производства. К примеру, площадь пастбищ, которые составляют более 70% общемировых сельскохозяйственных земель, за последнее десятилетие сокращалась в среднем на 3 млн. га в год.
По прогнозам экспертов, в долгосрочной перспективе дефицит продовольственных ресурсов сохранится, конъюнктура рынка останется нестабильной, а торговля продолжит развиваться под влиянием не только естественной конкуренции, но и политических факторов. Страны, выступающие в качестве основных производителей и экспортеров продовольствия, будут по-прежнему увеличивать государственную поддержку аграрного сектора, видоизменяя ее структуру и повышая эффективность.
Поэтому Беларусь придерживается стратегии укрепления продовольственной независимости на основе оптимального самообеспечения важнейшими видами сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Общее количество сельских жителей в нашей стране, население Беларуси, занятое в сельском хозяйстве
На 1 января 2017 г . численность населения Республики Беларусь составила 9 504,7 тыс. человек.
Сельское население составляет 2,1 млн. человек. В сельской местности проживает 22% всего населения Беларуси. В сельском хозяйстве заняты 303 тыс. человек (всего по республике списочная численность работников организаций составляет порядка 3,9 млн. человек).
Общая оценка состояния продовольственной безопасности Республики Беларусь
Продовольственная безопасность считается достигнутой при наличии у всех людей постоянного физического, социального и экономического доступа к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и вкусовые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни.
В Республике Беларусь сформирована достаточно эффективная система обеспечения национальной продовольственной безопасности. В ее основе лежит Концепция, которая была разработана по поручению Главы государства и одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 252.
Концепцией определены критерии и параметры достаточности собственного производства и потребления продовольствия, на основе которых выполняется ежегодный мониторинг национальной продовольственной безопасности.
Интегрированная оценка продовольственной безопасности включает следующие параметры: производство сельскохозяйственного сырья, доступная энергетическая ценность рациона питания для населения, уровень потребления основных (жизнеобеспечивающих) продуктов и качество рациона (сбалансированность по содержанию белков, жиров и углеводов).
В 2016 году интегральный показатель продовольственной безопасности в Республике Беларусь составил 1,09. Это свидетельствует, что в нашей стране национальная продовольственная безопасность обеспечивается в полной мере.
Справочно:
При этом индекс производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия равен 1,55, энергетической ценности рациона питания населения – 0,97, потребления основных продуктов – 1,01, пищевой ценности рациона – 0,93.
Доля сельского хозяйства в ВВП страны составила в 2016 году 4%.
За 2011–2016 годы производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличилось на 13,6%, в том числе продукции растениеводства – на 13,4%, животноводства – на 11,3%. Рост объемов производства пищевых продуктов в сопоставимых ценах за 2011–2016 годы составил 15,6%.
В январе – октябре 2017 г. производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 2,9% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года.
Справочно:
Основные объемы производства мясной и молочной продукции обеспечивают Минская, Брестская и Гродненская области. Минская область является основным производителем муки, маргарина, хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий, шоколада, а Брестская область – рыбы и морепродуктов, растительных масел.
Сохраняется высокий уровень самообеспечения внутреннего рынка, который по молоку достигает 230%, мясу – 133%, яйцам – 131%, сахару – 160%.
При этом значительной остается доля некоторых импортных продуктов (уровень самообеспечения фруктами и ягодами – 57%, рыбой – 15%).
Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону.
На сегодняшний день Республика Беларусь полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии, допуская на национальный рынок до 15% импортной продукции.
При этом сохраняется умеренная зависимость аграрной отрасли в целом от импортных поставок сырья и материалов. Доля импортной составляющей в материальных затратах на производство сельскохозяйственной продукции в 2016 году составила 12%. В производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, вовлечено около 25% импортных ресурсов.
Уровень самообеспечения Беларуси основными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, %
Продукция | Год | ||||
2010 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Зерно | 93,9 | 98,4 | 98,1 | 100,5 | 86,8 |
Молоко | 199,4 | 201,1 | 211,8 | 227,0 | 230,0 |
Мясо | 118,3 | 132,6 | 126,0 | 133,1 | 133,3 |
Картофель | 102,0 | 95,7 | 108,7 | 105,1 | 104,1 |
Овощи и бахчевые | 96,9 | 92,4 | 97,8 | 94,8 | 106,8 |
Фрукты и ягоды | 82,1 | 52,6 | 63,5 | 55,2 | 57,5 |
Сахар | 205,6 | 226,5 | 199,6 | 176,7 | 160,0 |
Рыба | 14,5 | 14,4 | 12,1 | 13,1 | 15,3 |
Яйца | 118,3 | 129,2 | 130,7 | 128,7 | 131,4 |
Уровень производства основных видов сельскохозяйственной продукции по ряду позиций превышает показатели, достигнутые в других государствах – участниках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
В расчете на душу населения в 2016 году в Беларуси произведено:
752 кг молока (в России – 209 кг , Казахстане – 299 кг , Армении – 252 кг , Кыргызстане – 251 кг );
630 кг картофеля (в России – 212 кг , Казахстане – 200 кг , Кыргызстане – 228 кг , Армении – 245 кг);
386 шт. яиц (в России – 297 шт., Казахстане – 267 шт., Армении – 232 шт., Кыргызстане – 77 шт.);
123 кг мяса (в России – 68 кг, Казахстане – 54 кг, Кыргызстане и Армении – по 35 кг).
Международные оценки уровня продовольственной безопасности в Республике Беларусь
По критерию наличия недоедающего населения Республика Беларусь относится к категории стран с «очень низким удельным весом недоедающего населения в общей численности» – менее 5% (наравне с Россией, Казахстаном и государствами Европейского союза).
По другим базовым индикаторам (включая темпы роста производства продовольствия, средний уровень калорийности рациона питания населения, удельный вес в рационе белков животного происхождения) Беларусь соответствует критериям страны, обеспечивающей доступность продовольствия.
Справочно:
Страны мира характеризуются следующим образом:
лучшая среда (США – 86,6% максимально благоприятных условий, Ирландия – 84,3%, Сингапур – 83,9%, Австралия – 82,6%, Нидерланды – 82,6%, Франция – 82,5%, Германия – 82,5%, Канада – 81,9% и др.);
благоприятная среда (ОАЭ – 71,8%, Греция – 71,5%, Саудовская Аравия – 71,1%, Бахрейн – 70,1%, Венгрия – 69,3%, Малайзия – 69%, Уругвай – 68,4%, Аргентина – 68,3%, Беларусь – 63,1%, Россия – 62,3% и др.);
умеренная среда (Иордания – 56,9%, Венесуэла – 56,9%, Марокко – 55,5%, Украина – 55,2%, Доминиканская Республика – 55,1%, Шри-Ланка – 54,8%, Алжир – 54,3%, Парагвай – 54,2%, Казахстан – 53,7% и др.);
среда, требующая улучшения (Сенегал – 41%, Руанда – 40,7%, Бенин – 40,2%, Камбоджа – 39,8%, Нигерия – 39,4%, Мали – 39,3%, Таджикистан – 38,6%, Сьерра Лионе – 26,1%, Бурунди – 24% и др.).
По критерию доступности продовольствия (характеризует экономическую доступность продуктов питания, уязвимость населения к влиянию роста цен, наличие программ поддержки потребителей) в 2016 году Беларусь занимала 46-е место из 113 стран. При этом белорусское государство было выделено как «страна, достигшая наилучшего улучшения условий».
По достаточности продовольствия на внутреннем рынке (измеряются достаточность и стабильность поставок на внутренний рынок, национальный производственный потенциал и меры государственной поддержки необходимых исследований) Беларусь находится на 52-м месте, Россия – на 71-м, Казахстан – на 97-м.
По показателям качества и безопасности питания населения (оцениваются разнообразие и пищевая ценность рациона, безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия) Беларусь занимает 39-ю позицию (Россия – 27-ю, Казахстан – 57-ю).
В 2016 году в Беларуси были улучшены по сравнению с 2015 годом такие индикаторы, как доступ фермеров к финансированию (+25%), покрытие эффекта урбанизации потенциалом обеспечения продовольственной безопасности (+5,4%), устойчивость сельскохозяйственного производства (+0,9%).
В июле 2017 г. на Политическом форуме высокого уровня ООН был представлен и получил высокую международную оценку Национальный доклад Республики Беларусь об осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года, важной частью которого стали достижения в сфере продовольственной безопасности.
Основные законодательные документы по развитию в Беларуси агропромышленного комплекса (далее – АПК)
Важнейшее значение для решения проблем продовольственной безопасности имели государственные программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы и на 2011–2015 годы. В настоящее время перспективные направления развития АПК обеспечиваются комплексом мер, заложенным в Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы.
В последние три года в нашей стране принят ряд нормативных правовых актов, определяющих базовые условия функционирования субъектов хозяйствования в АПК.
Изданы указы Президента Республики Беларусь:
от 17 июля 2014 г . № 347 «О государственной аграрной политике»;
от 17 июля 2014 г . № 348 «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса»;
от 17 июля 2014 г . № 349 «О реорганизации колхозов (СПК)»;
от 17 июля 2014 г . № 350 «Об особенностях поставки сельскохозяйственной продукции для республиканских государственных нужд»;
от 23 марта 2016 г . № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки»;
от 4 июля 2016 г . № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций»;
от 14 июля 2016 г . № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами».
Справочно:
Также принят ряд указов Президента Республики Беларусь по реструктуризации части обязательств перерабатывающих организаций АПК:
от 25 августа 2016 г . № 320 «О развитии сельскохозяйственного производства Витебской области»;
от 28 декабря 2016 г . № 496 «О мерах по финансовому оздоровлению юридических лиц – участников холдинга «Мясомолпром»;
от 9 марта 2017 г . № 73 «О вопросах зерноперерабатывающих организаций Брестской области»;
от 27 апреля 2017 г . № 135 «О развитии агропромышленного комплекса Гомельской области»;
от 27 апреля 2017 г . № 136 «О вопросах организаций агропромышленного комплекса Гродненской области»;
от 5 мая 2017 г. № 147 «Об организациях агропромышленного комплекса Могилевской области».
Роль крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном производстве
В составе сельскохозяйственной отрасли фермерские хозяйства являются массовой организационно-правовой формой.
На 1 января 2017 г . в республике было зарегистрировано 3066 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них осуществляли сельскохозяйственную деятельность 2578 хозяйств.
Общая площадь земель в фермерском секторе за период с 2010 по 2016 год расширилась на 62,6 тыс. га (в 1,5 раза). На одно фермерское хозяйство приходится в среднем около 70 га земли (в том числе сельскохозяйственных угодий – 63 га , пашни – 45 га ).
Справочно:
В 2016 году фермерские хозяйства произвели более 2% от всей продукции сельского хозяйства (в том числе зерна – 2%, плодов и ягод – 6,2%, картофеля – 5,8%, овощей – более 18%).
С 2010 по 2016 год удельный вес фермерских хозяйств среди организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, в производстве зерна увеличился с 1,4% до 2,1%, плодов и ягод – с 2% до 30%, картофеля – с 15% до 30%, овощей – с 32% до 56%.
В перспективе фермерские хозяйства могут быть основными производителями овощей, картофеля, плодов и ягод. В животноводстве фермеры способны внести свой вклад в разведение и выращивание мясного и молочного скота, мелких животных (овец, коз, кроликов) и пчеловодство.
На 1 января 2017 г . в сельской местности насчитывалось личных подсобных хозяйств 997 тыс. (93% к соответствующей дате 2010 года), в землепользовании которых находилось 796 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
В 2016 году населением республики произведено продукции сельского хозяйства на сумму 3 млрд. рублей (19% от всего производства в республике).
Общая посевная площадь в 2016 году в личных подсобных и иных хозяйствах населения в сравнении с 2010 годом сократилась до 436 тыс. га (на 26%).
Справочно:
В 2016 году производство картофеля в личных подсобных хозяйствах в сравнении с 2010 годом уменьшилось на 29% и составило 4841 тыс. тонн. Овощей собрано населением 1270 тыс. тонн (67% процента к 2010 году), плодов и ягод – 559 тыс. тонн (76%). Произведено молока 357 тыс. тонн (40% к 2010 году), яиц – 785 млн. штук (69%) и реализовано скота и птицы в живом весе 92,3 тыс. тонн (52%).
Сокращение производства продукции в личных подсобных хозяйствах обусловлено уменьшением численности сельских жителей, развитием крупного товарного сектора, физической и экономической доступностью для сельских жителей продуктов питания, а также высокой трудоемкостью ее производства на личных подворьях.
Бюджетная поддержка сельского хозяйства
Бюджетная поддержка АПК осуществляется с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике», которым унифицированы подходы по оказанию государственной поддержки АПК в соответствии с принятыми Республикой Беларусь обязательствами в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе и сложившейся практикой ВТО. Бюджетные средства направляются на финансирование мероприятий государственных программ в агропромышленном комплексе.
В общем объеме бюджетных средств, направляемых на АПК, наибольший удельный вес занимают расходы на общегосударственные мероприятия – в среднем 41,7% (для сравнения: в 2011 году – 31,9%, в 2016 году – 45,9%, в 2017 году – 46,8%).
Справочно:
К общегосударственным относятся мероприятия по сохранению почвенного плодородия, мелиорация и эксплуатация гидротехнических сооружений, племенное животноводство, селекция и элитное семеноводство, льноводство, закладка и уход за многолетними насаждениями, противоэпизоотия (эпизоотия – широкое распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории), профилактика и борьба с болезнями животных, поддержка фермерских хозяйств, аграрного образования и другие мероприятия.
В общем объеме господдержки удельный вес расходов бюджетных средств на уплату компенсации потерь банков от предоставления льготных кредитов субъектам АПК в 2017 году составил 31% (с 2011 года этот показатель колебался в диапазоне 33–37%).
Справочно:
Компенсация потерь банков позволяет не отвлекать собственные оборотные средства организаций АПК на уплату процентов по привлекаемым кредитам, а направлять их на развитие сельскохозяйственного производства.
Государственная поддержка субъектам АПК оказывается в пределах имеющихся средств в местных бюджетах.
В 2016 году принята Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы (далее – Государственная программа). В ее рамках предполагается реализация
12 подпрограмм, в которых определены мероприятия, сроки их реализации, объемы и источники финансирования с разбивкой по задачам, заказчикам и годам реализации.
Подпрограмма 10 «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы направлена на создание условий для развития и поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, к которым относятся и представители малого агробизнеса – крестьянские (фермерские) хозяйства.
Фермерские хозяйства участвуют в реализации мероприятий не только подпрограммы 10, но и в реализации мероприятий других подпрограмм Государственной программы наравне с иными субъектами хозяйствования.
Справочно:
К примеру, в 2016 году фермерские хозяйства участвовали в мероприятии «Посадка плодово-ягодных культур и уход за ними» подпрограммы 1 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Государственной программы. Победителями объявленного Минсельхозпродом конкурса выступили 4 фермерских хозяйства, которым профинансированы работы по указанному мероприятию на сумму 268,4 тыс. рублей (48% от освоенных средств республиканского бюджета по данному мероприятию).
В закрытом конкурсе подпрограммы 4 «Развитие племенного дела в животноводстве» участвовали 7 фермерских хозяйств, которыми освоены средства республиканского бюджета в сумме 89,1 тыс. рублей.
В 2016 году для закупки тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства 3 фермерским хозяйствам предоставлены льготные кредиты на сумму 176,1 тыс. рублей.
В стадии реализации находится Комплекс дополнительных мероприятий по развитию и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств на 2016 – 2020 годы, включающий предоставление фермерским хозяйствам земельных участков для ведения сельского хозяйства, участие фермерских хозяйств и их объединений (ассоциаций, союзов) в реализации проектов международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи и другие мероприятия.
В рамках подпрограммы 10 также производится выплата надбавок к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у населения. Виды субсидируемой продукции и размеры надбавок ежегодно определяются Минсельхозпродом.
Справочно:
В 2017 году производилась выплата надбавок на:
молоко сырое крупного рогатого скота базисной жирности, закупаемое у населения и поставляемое организациям для последующей переработки – 0,04 рублей за 1 кг сельскохозяйственной продукции;
молодняк крупного рогатого скота живым весом до 100 кг , закупаемый у населения организациями для доращивания и откорма – 0,4 рубля за 1 кг сельскохозяйственной продукции.
В рамках подпрограммы 12 «Обеспечение общих условий функционирования агропромышленного комплекса» Государственной программы осуществляется:
выплата ежемесячных доплат к заработной плате молодым специалистам в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 августа 2013 г . № 353 «О некоторых мерах по обеспечению организаций агропромышленного комплекса кадрами». Выплаты производятся работникам, отработавшим в организациях АПК два года по распределению, в течение последующих трех лет в трехкратном размере тарифной ставки первого разряда;
субсидирование деятельности непосредственно субъектов АПК, включая предоставление прямых выплат в виде надбавок на единицу сельскохозяйственной продукции.
Надбавки выплачиваются всем сельхозорганизациям. Виды продукции и размеры надбавок ежегодно определяются Правительством. В пределах имеющихся средств в местных бюджетах местные органы власти вправе увеличивать размер надбавок и (или) производить дифференциацию размеров надбавок в зависимости от кадастровой оценки сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения.
Справочно:
В 2017 году производилась выплата надбавок на:
молоко (27 рублей за 1 тонну);
гречиху (82 рубля за тонну);
крупный рогатый скот (200 рублей за 1 тонну живого веса);
тресту льна-долгунца (от 73,5 рублей за 1 тонну до 173 рублей в зависимости от номера льнотресты).
Исходя из имеющихся объемов бюджетного финансирования, отдельными исполкомами установлены более высокие размеры надбавок и проведена их дифференциация с учетом перечня районов, относящихся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции, от 1% до 10%.
Справочно:
Перечень неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции районов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2014 № 1277.
Удельный вес этих расходов в общем объеме средств, направляемых на поддержку АПК, составляет 22 – 25%.
Субсидии на осуществление деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции, предоставляются на закупку удобрений, семян сельскохозяйственных растений, средств защиты растений, нефтепродуктов, запасных частей и других товаров, работ (услуг), связанных с производством сельскохозяйственной продукции, включая погашение задолженности за них.
Мониторинг качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Беларуси
Сырье и продукция животного происхождения, производимые и ввозимые белорусскими предприятиями, подвергаются производственному контролю со стороны самих изготовителей.
Также на территории Республики Беларусь ежегодно утверждаются Государственные мониторинги в области ветеринарии.
Справочно:
В 2017 году реализованы:
План проведения исследований на наличие запрещенных веществ и превышения максимально допустимых уровней остаточных количеств ветеринарных препаратов, других химических соединений в живых животных, продуктах животного происхождения, в рамках которого лабораторным испытаниям подвергается продовольственное сырье, в том числе поступающее по экспорту;
План государственного мониторинга продукции животного происхождения по показателям безопасности, в рамках которого лабораторным испытаниям подвергаются продовольственное сырье (в том числе поступающее по экспорту), а также готовая продукция животного происхождения.
Исследования ведутся по биологическим, химическим, физическим показателям безопасности (всего около 200 наименований показателей, по каждому из которых разработаны и утверждены соответствующие методики определения).
Информация о выявлении несоответствий в сырье и производимой продукции направляется в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, после чего незамедлительно принимаются ответные меры по недопущению попадания небезопасной продукции в оборот и предупреждению повторных нарушений.
В 2016 году было проведено более 12 тыс. исследований молока, яиц, продукции аквакультуры, проб от крупного рогатого скота, свиней, лошадей, сельскохозяйственной птицы, кроликов, меда.
Организация контроля по фитосанитарному и ветеринарному направлениям на белорусских границах
Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском ввозится на территорию ЕАЭС при наличии фитосанитарного сертификата, выдаваемого уполномоченным органом страны-экспортера. На ввозимую подкарантинную продукцию низкого фитосанитарного риска наличие этого документа не требуется.
В соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе ЕАЭС ввозимая из третьих стран подкарантинная продукция подлежит карантинному фитосанитарному контролю на таможенной границе Евразийского экономического союза по месту прибытия (т.е. в пограничных пунктах пропуска) и в местах завершения таможенного оформления на территории государств – членов ЕАЭС.
Как первичный, так и вторичный карантинный фитосанитарный контроль предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:
- документарная проверка;
- осмотр транспортных средств;
- осмотр подкарантинной продукции;
- досмотр подкарантинной продукции.
В случае выявления карантинных объектов в подкарантинной продукции уполномоченный орган государства – члена ЕАЭС, на территорию которого осуществляется ее ввоз, имеет право на возврат, обеззараживание или уничтожение подкарантинной продукции в соответствии с требованиями национального законодательства.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе контроль на внутренних границах между странами-участницами, в частности на белорусско-российском участке, не осуществляется.
В то же время с 2014 года в связи с введением Российской Федерацией ответных мер на санкции ряда западных стран Россельхознадзор осуществляет карантинный фитосанитарный контроль поступающих из Республики Беларусь грузов с подкарантинной продукцией в пунктах принятия уведомлений «Красная Горка», «Красный Камень», «Долосцы» и «Лобок».
Внешняя торговля сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
Беларусь активно включается в систему международного разделения труда и занимает весомое место в мировом рейтинге по производству и торговле продовольствием.
Наша страна, занимая 25-е место в мировых объемах производства молока и молокопродуктов, вышла на 8-е место в экспорте. Наиболее высокий рейтинг республика имеет по производству и экспорту льноволокна – 2-е и 3-е места соответственно. Также Беларусь входит в 20 стран-экспортеров мяса, сахара и масла рапсового.
В 2016 году экспорт белорусской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (без учета табака и табачных изделий) составил
4,2 млрд. долл. США (увеличился в 1,2 раза по отношению к уровню 2010 года).
За январь – октябрь 2017 г . экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания составил 4,1 млрд. долл. США (увеличился на 18% к соответствующему периоду 2016 года, удельный вес в общем объеме экспорта товаров Республики Беларусь достиг 17,7%). При этом молока и молокопродуктов экспортировано на сумму 1,8 млрд. долл. США (на 24% превысило объемы экспорта в январе – октябре 2016 г .), мяса и мясопродуктов – на 738 млн. долл. США (на 11%).
В 2017 году Республика Беларусь поставляла сельскохозяйственную продукцию и продукты питания более чем в 80 стран мира (помимо стран ЕАЭС также на рынки Азии, Африки, Ближнего Востока, Южной и Северной Америки), в том числе молочную – в 45, мясную – в 19 государств.
Экспорт агропродовольственных товаров обеспечивает более 8% ВВП Республики Беларусь и свыше 15% совокупного экспорта страны.
Справочно:
Доля экспорта молокопродуктов в объеме производства составляет более 55%, мясопродуктов – около 40%, сахара белого – 56,5%. На внешний рынок поставляется около половины произведенного в республике растительного масла.
Повышению конкурентоспособности молочной продукции, в частности, способствует тенденция укрупнения и концентрации производства, организационной перестройки отрасли по типу формирования крупных молочных холдингов.
В соответствии с Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы, планируется увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания к 2020 году до 6,2 млрд. долл. США.
Достижение поставленной задачи планируется за счет освоения новых перспективных рынков сбыта, использования интеграционных возможностей в рамках ЕАЭС, активизации и расширения торгово-экономического сотрудничества с Европейским союзом, США, Китаем и Вьетнамом, усиления позиций на традиционных рынках и освоения новых ниш в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.
Справочно:
Работа по выходу на рынки стран Евросоюза планируется в том числе за счет расширения перечня молокоперерабатывающих предприятий и получения права на поставку мяса птицы.
Научное и техническое обеспечение развития сельского хозяйства, инновационные проекты, реализуемые в отрасли
Генеральные директора научно-практических центров Национальной академии наук Беларуси являются членами Научно-технического совета Минсельхозпрода по проблемам научного обеспечения агропромышленного комплекса.
Республиканские научные организации выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы по всем отраслям АПК в рамках Государственной научно-технической программы «Агропромкомплекс – 2020», отраслевых научно-технических программ, а также по прямым договорам с заинтересованными организациями и предприятиями.
Научно-практическими центрами НАН Беларуси постоянно готовятся рекомендации по ведению сельскохозяйственного производства с учетом сложившихся погодно-климатических и экономических условий.
Справочно:
Данные рекомендации размещены на сайтах Минсельхозпрода и научных организаций, публикуются в прессе.
В стране выпускается 86% технологически необходимой сельскохозяйственной техники (для сравнения: до 1991 года выпускалось лишь 13%). Освоение ее производства позволило значительно сократить закупку этой техники за рубежом.
Справочно:
В 2016 году по отношению к 2013 году объемы закупки импортной сельскохозяйственной техники сократились на 83%, а те единицы, которые еще импортируются, поставляются по двукратно сниженным ценам.
Начаты научные исследования и разработки в области «точного земледелия» (бортовые компьютеры для отечественных тракторов, применение систем воздушного картографирования местности беспилотными летательными аппаратами, программный комплекс информационно-управляющей геоинформационной системы точного земледелия и др.).
За последние 10 лет в результате комплексной модернизации в сельскохозяйственных организациях республики построены 461 молочно-товарная ферма, 21 свинокомплекс, 2882 зерноочистительно-сушильных комплекса. Доля в парке высокопроизводительных широкозахватных агрегатов и мощной самоходной техники возросла с 9% до 25%. Энерговооруженность труда сельских работников по сравнению с 2007 годом выросла на 36% и составила 68 л .с.
Внедрение в сельскохозяйственное производство современных машин и оборудования, переход на новые технологии позволили значительно снизить удельный и общий расход топлива. Если в 1991 году в сельском хозяйстве потреблялось 1,3 млн. тонн дизельного топлива, то в 2016 году – 700 тыс. тонн.
С появлением новой отечественной почвообрабатывающей техники стали шире применяться малозатратные и влагосберегающие технологии обработки почвы.
За последние 10 лет доля отечественных сортов в структуре посевных площадей увеличилась и составляет более 60%, а по зерновым и рапсу – 85%.
В целях обеспечения сельскохозяйственных производителей качественными семенами в организациях республики построено более 50 современных высокопроизводительных семяочистительных линий. Кроме того построено два кукурузокалибровочных завода (это позволяет обеспечить собственными семенами кукурузы до 70% потребности белорусских организаций; производство собственных семян кукурузы обеспечивает стране ежегодную экономию валютных средств около 25 – 30 млн. долл. США).
Сельскохозяйственные предприятия республики достигли среднегодового удоя почти 5 тыс. кг молока на одну корову. По итогам 2016 года 4 предприятия вышли на среднегодовую продуктивность более 10 тыс. кг молока на одну корову.
Резервом повышения продуктивности и здоровья животных являются дальнейшее совершенствование племенной работы и селекция белорусских типов пород животных. Ученые достигли успехов на этом направлении:
- создана голштинская популяция молочного скота отечественной селекции с высокими показателями молочной продуктивности;
- разработана технология получения эмбрионов высокопродуктивного крупного рогатого скота in vitro. Освоение в производстве данной технологии позволит в перспективе сформировать стада высокопродуктивных животных (10 – 12 тыс.кг/год). Большой интерес к внедрению данной разработки проявляют российские аграрии;
- разработано и активно внедряется в производство программное обеспечение по ведению республиканской информационной системы в области племенного свиноводства.
В целях импортозамещения племенной продукции в свиноводстве в 2016 году на РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по животноводству» введен в эксплуатацию инновационный объект: свиноводческий комплекс – репродуктор первого порядка, что позволит в перспективе заменить импортируемый дорогостоящий племенной материал. В НАН Беларуси создаются и другие пилотные объекты в области семеноводства полевых и овощных культур, ветеринарии, рыбоводства. На них планируется отрабатывать основные инновационные разработки наших ученых и далее внедрять в сельскохозяйственное производство.
Стратегия дальнейшего развития отечественного сельского хозяйства
Повышение качества питания рассматривается как неотъемлемая составляющая качества жизни населения. Необходимые для этого условия, включая динамику реальных денежных доходов населения и совершенствование занятости, определены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы.
В Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы определены экономически целесообразные объемы производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребностей внутреннего рынка и эффективного экспорта, а также меры по стабилизации финансового положения в отрасли.
К концу 2020 года планируется повысить урожайность зерновых культур и увеличить производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий на 9,3% к 2015 году.
Рост сельскохозяйственной продукции будет обеспечен за счет производства к 2020 году: зерна – не менее 10 млн. тонн, сахарной свеклы – 4,9 млн. тонн, картофеля – 5,6 млн. тонн, овощей – 1,6 млн. тонн, плодов и ягод – 510 тыс. тонн, льноволокна – 55 тыс. тонн, рапса – 820 тыс. тонн.
В животноводстве будет увеличено производство продукции в хозяйствах всех категорий на 18,3% к уровню 2015 года за счет производства молока к 2020 году – не менее 9200 тыс. тонн, яиц – 3914 млн. шт., объемов производства (выращивания) свиней – 540 тыс. тонн, крупного рогатого скота – 720 тыс. тонн, птицы – 615 тыс. тонн.
Запланированный рост объемов производства позволит к 2020 году полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в основных видах плодоовощной, мясомолочной продукции, хлебобулочных и мукомольно-крупяных изделиях.
Поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия на экспорт планируется увеличить до 7 млрд. долл. США, что в 1,5 раза превысит объемы экспорта 2015 года.
Национальной академией наук Беларуси совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром» разработан проект Доктрины национальной продовольственной безопасности до 2030 года. Документ внесен на рассмотрение Президиума Совета Министров Республики Беларусь.
Обеспечение продовольственной безопасности является одним из приоритетов государственной социально-экономической и аграрной политики Республики Беларусь. Наша страна на протяжении многих лет является лидером среди государств СНГ и Евразийского экономического союза в выработке эффективной теории и практики обеспечения продовольственной безопасности.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, говоря на ІІ Съезде ученых Беларуси о достижениях страны, особо отметил: «С опорой на новые, преимущественно отечественные научные технологии проблема продовольственной безопасности решена. Мы стали не только самодостаточной в этом отношении, но и экспортно ориентированной страной. За десять лет производство продукции села увеличилось на 30%. Это достигнуто благодаря существенному обновлению материально-технической базы, переходу на современные технологии производства и применению новейших научно-технических разработок».