Место и роль местных Cоветов депутатов Республики Беларусь в реализации государственной политики

21.12.2017 #Единый день информирования

Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром

при Администрации Президента Республики Беларусь

на основе сведений Совета Республики

Национального собрания Республики Беларусь,

Национального центра законодательства

и правовых исследований Республики Беларусь

 

Местное самоуправление является одной из важнейших составляющих белорусской государственности.

Депутаты местных Советов, работая в тесном контакте с органами исполнительной власти, оказывают влияние на социально-экономическое развитие регионов, а главное – решают конкретные проблемы граждан.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко четко определил приоритеты деятельности народных избранников: ”Помочь конкретному человеку, принять заинтересованное участие в его непростых жизненных обстоятельствах, выручить, поддержать – в этом высшее призвание депутата“.

 

****

Система Советов депутатов в Республике Беларусь

Система местных Советов депутатов в Республике Беларусь (далее – Советы) состоит из трех территориальных уровней: первичного, базового и областного.

К областному уровню относятся областные и Минский городской Советы. Они являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней. Советы областного уровня в пределах своей компетенции на соответствующей территории:

  • обеспечивают сбалансированность бюджетов административно-территориальных единиц;
  • регулируют порядок осуществления административных процедур;
  • оказывают государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
  • определяют меры социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей;
  • утверждают примерное положение об органе территориального общественного самоуправления;
  • присваивают звание почетного гражданина области (города Минска), определяют порядок его присвоения и особенности статуса.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. Минский городской Совет также обладает правами базового уровня. Все эти Советы являются вышестоящими по отношению к Советам первичного уровня. Советы базового уровня в пределах своей компетенции на соответствующей территории:

  • утверждают территориальные планы развития районов, генеральные планы городов районного подчинения и других населенных пунктов;
  • утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
  • присваивают звание почетного гражданина соответственно города, района, определяют порядок его присвоения и особенности статуса.

Городские Советы (городов с районным делением) помимо вышеобозначенных полномочий:

  • выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
  • осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы. Советы первичного уровня в пределах своей компетенции:

  • вносят в Совет и исполком вышестоящего базового уровня предложения по социальной защите граждан;
  • вносят в Совет базового уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов, суммах дотаций в бюджеты первичного уровня;
  • выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
  • утверждают положение о единоличном органе территориального общественного самоуправления;
  • осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.

Советы в пределах своей компетенции независимы и свободны в принятии решений.

 

Депутатский корпус Советов

Депутат Совета – это гражданин Беларуси, достигший 18 лет.
В нашей стране местным депутатом может стать гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Беларуси.

Срок полномочий депутата Совета – четыре года.

Депутату Совета (кроме председателя) зарплата не полагается. Он занимается вопросами избирателей в свободное от основной работы или учебы время.

Справочно:

Полномочия депутата местного Совета депутатов, основные правовые и социальные гарантии их осуществления определяет Закон Республики Беларусь ”О статусе депутата местного Совета депутатов“.

В марте 2014 г. в местные Советы депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва было избрано 18 809 депутатов.

Справочно:

Образование, культуру, науку и здравоохранение представляют 28,9% депутатов (5438 человек), сельское хозяйство – 23,4% (4404), государственные органы – 3,6% (2549), промышленность, транспорт и строительство – 9% (1696), торговлю и бытовое обслуживание населения – 742 (3,9 %), правоохранительные органы и военную службу – 737 (3,9 %), иные сферы деятельности – 2423 (12,9 %). В депутатском корпусе 1,6% (305 человек) – предприниматели, 0,5% (103 человека) – неработающие граждане.

Залог эффективной деятельности депутатского корпуса – жизненный опыт и профессиональные качества народных избранников.

Среди депутатов Советов – руководители предприятий, врачи, учителя, представители агропромышленного комплекса, бизнес-кругов, деятели культуры.

Справочно:

Депутаты Минского городского Совета депутатов двадцать седьмого созыва по Первомайскому району г.Минска:

Вилюха Артем Иванович – ассистент кафедры урологии и нефрологии ГУО «БелМАПО»;

Жарикова Ирина Николаевна – главный врач КУП «24-я городская поликлиника спецмедосмотров»;

Козлов Сергей Сергеевич – генеральный директор УП «Национального олимпийского комитета СОК «Олимпийский»;

Кузнецов Вячеслав Николаевич –заместитель  генерального директора по режиму, кадрам и идеологической работе ОАО «ММЗ имени С.И.Вавилова – управляющая компания холдинга БелОМО», депутат Гродненского облсовета;

Кравченок Владимир Леонидович – главный врач УЗ «12-я городская клиническая стоматологическая поликлиника»;

Бусел Елена Николаевна –  главный врач УЗ «28-я городская поликлиника»;

Марковка Наталья Владимировна – директор Центра коррекционного развивающего обучения и реабилитации Первомайского района г.Минска.

Депутат местного Совета – человек, от которого во многом зависит отношение людей к власти в целом. Зачастую вопросы, решаемые местными органами управления, достаточно емкие: например, обеспечение устойчивого и комплексного социально-экономического развития подведомственной территории, благоустройство и наведение порядка на земле, выполнение государственных социальных стандартов.

 

Основные направления и формы работы Советов

Советы осуществляют свои функции через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

На сессиях рассматриваются вопросы формирования бюджета и прогнозных показателей социально-экономического развития региона; управления государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности; налогов и сборов, зачисляемых в местный бюджет; развития системы здравоохранения; государственной поддержки организаций бытовых услуг, потребительской кооперации; финансового оздоровления субъектов хозяйствования; поддержки личных подсобных хозяйств и др.

Важнейшим направлением деятельности органов местного управления является работа с населением. Среди ее основных форм – сельские сходы, собрания актива сельских Советов депутатов, приемы граждан в населенных пунктах и трудовых коллективах, Дни депутата и т. д.

Более оперативно и объективно решать проблемы и своевременно корректировать деятельность местных органов власти помогает изучение общественного мнения. Здесь значимую роль играет работа с обращениями граждан.

Ее состояние регулярно рассматривается на сессиях Советов депутатов, заседаниях постоянных комиссий. Исполнительные и распорядительные органы власти привлекают депутатов всех уровней к участию в рабочих группах по рассмотрению обращений.

 

Справочно:

Большинство обращений граждан связано с коммунально-бытовыми вопросами, организацией транспортного сообщения, благоустройством населенных пунктов, трудоустройством, оказанием качественной медицинской помощи, распределением бюджета и финансов, изменением границ административно-территориальных единиц.

Рассмотрение обращений способствует более глубокому анализу проблем в регионе в целом, находит свое отражение в соответствующих региональных мероприятиях по реализации Государственных программ ”Комфортное жилье и благоприятная среда“, ”Строительство жилья“, ”О социальной защите и содействии занятости населения“, ”Развитие аграрного бизнеса“, ”Здоровье народа и демографическая безопасность“ и др.

Справочно:

К примеру, положительно решена проблема транспортного сообщения для жителей д.Синявская Слобода Еремичского сельсовета и близлежащих деревень Кореличского района Гродненской области. В текущем году планируется завершить работы по реконструкции автодороги, проходящей через этот населенный пункт, и возведению моста через реку Неман (обеспечит кратчайший путь для граждан и, что особо важно, скорой помощи и аварийно-спасательных служб).

По обращению Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане и после обсуждения столичным Советом депутатов было принято решение о присвоении наименования ”Набережная Воинов-интернационалистов“ части набережной реки Свислочь в г.Минске.

О принимаемых мерах население информируется через официальные сайты государственных органов, региональные средства массовой информации.

Советы депутатов базового и первичного территориальных уровней принимают активное участие в решении вопросов, связанных с поддержкой социально незащищенных слоев населения, выполнением комплекса мер по обеспечению защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. Именно органам местного управления принадлежит определяющая роль в выявлении и процессе сбора сведений при установлении нуждаемости граждан в социальной поддержке, а также в раннем выявлении семейного неблагополучия.

С участием депутатов проводится обследование условий жизни данной категории граждан, оказывается содействие в направлении на медицинское обследование, лечение и оздоровление, осуществляются социальное обслуживание, определение в дома-интернаты, предоставление социальных льгот и гарантий, решение иных бытовых проблем. При этом неукоснительно соблюдаются принципы адресности и межведомственного взаимодействия.

Справочно:

Типичные примеры. Для семьи Михайловых в г.Могилеве в связи с рождением третьего ребенка и до подхода очереди на получение жилого помещения было выделено жилье в общежитии.

Одинокой матери, воспитывающей ребенка-инвалида, из бюджета Могилевской области оказана материальная помощь в максимальном размере на частичную компенсацию затрат, связанных со строительством двухкомнатной квартиры в составе потребительского жилищно-строительного кооператива.

Значимое место в деятельности Советов занимает их участие в разъяснительной работе. В республике созданы и активно работают 327 депутатских групп.

Справочно:

В первую очередь такие группы создавались на предприятиях, где возникали определенные проблемы социально-экономического характера (неполная рабочая неделя, уменьшение заработной платы из-за снижения реализации произведенной продукции и др.). Депутаты совместно с руководителями предприятий искали пути выхода из сложившейся ситуации, решали возникающие вопросы, оказывали содействие в решении личных проблем работников.

Имеется немало примеров работы депутатов по решению злободневных проблем граждан, с которыми они обращались при проведении Дней депутата, информирования либо в ходе встреч и личных приемов.

Развивается и такая форма работы, как региональные собрания депутатов. В ходе собраний рассматриваются различные аспекты деятельности Советов по решению насущных проблем населения, вклад народных избранников в развитие регионов.

Материалы о работе местных органов представительной власти публикуются на страницах еженедельного приложения ”Мясцовае самакіраванне“ к республиканской газете ”Звязда“.

 

Деятельность Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания

Важным шагом на пути развития местного самоуправления стало создание в 2007 году Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания (далее – Совет по взаимодействию).

Основными задачами этого коллегиального совещательного органа являются:

  • выработка предложений по реализации государственной политики при осуществлении местного самоуправления, в том числе по совершенствованию законодательства в данной сфере;
  • координация взаимодействия между Советом Республики, органами местного и государственного управления;
  • содействие обеспечению учета государственных и местных интересов при разработке и осуществлении социально-экономических программ;
  • повышение квалификации работников Советов.

Значительное внимание Совет по взаимодействию уделяет изучению эффективности работы органов местной представительной власти по улучшению условий жизни людей. Анализируется и обобщается практика работы Советов по выполнению государственных программ, касающихся социально-экономического развития территорий, а также другим направлениям.

При непосредственном содействии Совета по взаимодействию:

  • урегулированы вопросы преобразования на селе механизированных звеньев в коммунальные унитарные предприятия (в результате повысилась эффективность оказания услуг населению в доставке дров, крупногабаритных грузов, обработке приусадебных участков и др.);
  • приняты решения по регламентации наружного освещения сельских населенных пунктов, урегулированы проблемы, связанные с передачей дорог, улиц, проездов и шахтных колодцев общественного пользования специализированным организациям, усовершенствован механизм уплаты имущественных налогов в сельской местности;
  • во взаимодействии с Государственным комитетом по стандартизации решен вопрос об изменении с 1 года до 3 лет периодичности инспекционного аудита сертифицированных услуг проживания в гостиницах и мотелях (это существенно упростило процедуру сертификации таких услуг и позволило значительно снизить затраты на ее проведение).

Также местным органам власти было рекомендовано инициировать создание в регионах молодежных бизнес-инкубаторов, предусмотреть в коллективных договорах предприятий и организаций предоставление молодежи дополнительных трудовых и социально-экономических гарантий, привлекать ее наиболее активных представителей к работе депутатских приемных, проведению встреч с гражданами, развивать на предприятиях наставничество, активизировать работу по профориентации учащихся.

По инициативе Совета по взаимодействию создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию практики приема в сельскохозяйственные учебные заведения, подготовки и закрепления кадров в сельской местности.

Одним из направлений деятельности Совета по взаимодействию является международное сотрудничество.

Активно развивается партнерство между представительными органами власти Республики Беларусь и Российской Федерации. Между органами местного самоуправления двух государств подписано 34 соглашения. Партнерство регионов наших стран налажено не только между областями, но и на базовом уровне.

Справочно:

Только в ходе подготовки IV Форума регионов Беларуси и России (29–30 июня 2017 г., г.Москва) подписан 41 документ о сотрудничестве между районами и городами Беларуси и муниципальными образованиями России, в том числе и местными Советами депутатов. В рамках Форума подписан Протокол о сотрудничестве между Союзом российских городов и Советом по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

В декабре 2008 г. Конгресс местных и региональных властей Совета Европы предоставил статус наблюдателя Совету по взаимодействию.

В настоящее время Совет по взаимодействию является также сопредседателем в Комитете региональных и местных органов власти стран – участниц инициативы ”Восточное партнерство“ (далее – КОРЛИП).

Справочно:

В мае 2017 г. в г.Минске состоялось заседание Бюро Конференции КОРЛИП. Обсуждены основные рекомендации к Пятому саммиту «Восточного партнерства» (24 ноября 2017 г., г.Брюссель) в области экономического сотрудничества, развития инфраструктуры и межрегионального взаимодействия. Особое внимание уделено роли местных и региональных властей в обеспечении энергоэффективности. Также рассмотрены вопросы, касающиеся роли местных органов власти в решении задач экономического роста, занятости населения, развития туризма.

Таким образом, деятельность Совета по взаимодействию способствует в том числе укреплению положительного имиджа Республики Беларусь на международной арене.

 

Совершенствование деятельности Советов

За последние годы принят ряд нормативных правовых актов, которые позволили повысить роль органов местного управления в решении вопросов жизнеобеспечения населения, существенно укрепить материально-техническую и правовую базу Советов депутатов.

Справочно:

Например, в Закон Республики Беларусь ”О статусе депутата местного Совета депутатов“ внесены дополнения, в соответствии с которыми депутатам Советов предоставляется один свободный день в месяц с сохранением заработной платы по месту основной работы для осуществления ими своих полномочий в избирательном округе.

Созданы две областные ассоциации местных Советов депутатов в городах Гродно и Могилеве.

Одним из следующих этапов развития в Беларуси института местного самоуправления станет создание Национальной ассоциации местных Советов депутатов (его основой выступит Совет по взаимодействию). Это будет способствовать дальнейшей консолидации усилий, направленных на экономическое развитие регионов, повышение их самостоятельности, а также ответственности и инициативности местных органов власти в этой сфере.

 

Выборы в местные Советы депутатов Республики Беларусь двадцать восьмого созыва

Для наших граждан неотъемлемым является гарантированное Конституцией страны и Законом Республики Беларусь ”О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“ право самим формировать органы власти на местах.

Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2017 г. № 410 в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Конституции Республики Беларусь на 18 февраля 2018 г. назначены выборы в местные Советы депутатов двадцать восьмого созыва.

Постановлениями Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия) от 15 ноября 2017 г. утверждены календарный план организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов в Советы и порядок информирования граждан о работе по подготовке и проведению выборов в Советы.

В предстоящую избирательную кампанию будет сформировано
1309 местных Советов депутатов.

Избирательная система в Республике Беларусь на выборах депутатов местных Советов депутатов – мажоритарная относительного большинства, а в случае наличия только одного кандидата в округе – мажоритарная абсолютного большинства.

Справочно:

Избранным считается кандидат в депутаты, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При проведении голосования по одной кандидатуре кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов создаются территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии.

В основе проведения в Беларуси каждой избирательной кампании лежит тщательный анализ опыта проведения предыдущих выборов, а также мониторинг рекомендаций, выработанных различными группами национальных и международных наблюдателей (экспертов) по оптимизации избирательного процесса в Беларуси.

Справочно:

Традиционно свои предложения и рекомендации представляют Миссия наблюдателей от СНГ и Миссия БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами. Также свою экспертную оценку проводимым избирательным кампаниям давали Миссия наблюдателей от Китайской Народной Республики (по итогам наблюдения за президентскими выборами в 2015 году) и Миссия наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества (по итогам наблюдения за парламентскими выборами в 2016 году).

Учитывая практику применения действующего в республике законодательства, развитие общественных отношений и самого института выборов, в Избирательный кодекс Республики Беларусь был внесен ряд корректировок.

Наиболее существенные изменения приняты в 2010 и
2013 годах. Они направлены, прежде всего, на совершенствование избирательного законодательства, а не на изменение сути избирательной системы.

Справочно:

К примеру, упрощена процедура выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Советов. Политические партии теперь могут выдвигать кандидатов и при отсутствии на территории соответствующего избирательного округа своих организационных структур.

Значительно расширены возможности и формы проведения предвыборной агитации. В избирательное законодательство введен новый институт – индивидуальные избирательные фонды кандидатов (ранее был разрешен единственный источник финансирования – бюджетные средства).

Кандидаты в депутаты Советов имеют право формировать избирательные фонды за счет собственных денежных средств, добровольных пожертвований граждан республики и юридических лиц. При этом исключается выделение кандидатам бюджетных средств на изготовление агитационных печатных материалов.

Расширены возможности судебной защиты избирательных прав граждан. В частности, лицам, выдвигаемым кандидатами, и кандидатам было предоставлено право обжаловать в судебном порядке решения избирательных комиссий о вынесении им предупреждений и решения об отмене регистрации их кандидатами. При этом сохраняется предварительное рассмотрение таких споров вышестоящими избирательными комиссиями.

Значительно расширены возможности и формы проведения предвыборной агитации. Так, установлен уведомительный (вместо разрешительного) принцип проведения массовых мероприятий (пикетов, собраний вне помещений, митингов) с целью осуществления предвыборной агитации в местах, определенных исполнительными и распорядительными органами.

Законодательно закреплена недопустимость проведения агитации, направленной на срыв выборов.

Исключен порог явки избирателей (выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей). Следует отметить, что уровень явки избирателей не установлен в Азербайджане, Армении, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, России, Узбекистане, Украине, Черногории.

Внесенные в Избирательный кодекс поправки позволили Республике Беларусь в 2014 году присоединиться к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

Таким образом, белорусское избирательное законодательство поступательно развивается, воспринимая передовой опыт зарубежных стран и конструктивные рекомендации международных организаций.

 

****

Успех социально-экономического и общественно-политического развития белорусского государства во многом зависит от местных органов самоуправления. Их деятельность определяет степень эффективности, с которой экономические достижения трансформируются в благосостояние граждан, их налаженный быт, надежную работу объектов коммунального хозяйства городов, поселков и деревень.

Пристальное внимание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к обеспечению в республике подлинного народовластия было в очередной раз отмечено в ходе состоявшейся 14 ноября 2017 г. встречи Главы государства с председателем Центральной комиссии Л.Ермошиной. Белорусский лидер подчеркнул: ”Власть создаст все условия для проведения выборов на достойном уровне. Скрывать ничего не будем. Кто готов идти на выборы, пусть идет“.

Рассмотрена Стратегия цифрового развития на 2026–2030 годы и на период до 2035 года

IX Съезд Белорусского профсоюза работников связи

VII Международная научно-техническая конференция «МИНСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ-2024»

Противодействие киберпреступлениям

Результаты оценки готовности к цифровой трансформации в Беларуси