Цифровое развитие в Беларуси: специалист о ключевых инструментах и планах отрасли

24.10.2023

Ключевые инструменты государственного управления цифровым развитием

Сегодня Беларусь активно продвигает цифровое развитие в стране в основном за счет реализации и на основании программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. В 2022 году Беларусь фактически пришла к новой вехе, государство подошло к данному вопросу более детально и основательно после выхода указа Президента №136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации». Законодательный акт позволил более четко выделить основные ориентиры в цифровом развитии для государства, а также наделил Министерство связи и информатизации новыми полномочиями в части управления процессами цифрового развития. Кроме этого, были созданы Центр цифрового развития и Центр перспективных исследований в сфере цифрового развития, которые стали ключевыми исполнителями новой цифровой повестки.

Среди ключевых инструментов цифрового развития Денис Бурак назвал экспертизу мероприятий и пилотных проектов в сфере цифрового развития, которая должна определить, как реализация цифровых проектов может привести к максимально эффективному результату и встроить разработанные решения в экономику и экосистему нашей страны.

– Также стоит отметить систему показателей уровня цифрового развития отраслей экономики и административно-территориальных единиц. Система создана в основном для формирования прогноза дальнейшего развития отраслей экономики регионов, областей и страны в целом, – отметил он.

– Еще один инструмент – единая техническая и технологическая политика в сфере цифрового развития. Она призвана стать основным мануалом цифрового развития. Это также один из важных инструментов, который призван осветить ключевые принципы развития Беларуси на всех уровнях. В частности, определить ключевые векторы развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, единую архитектуру государственных цифровых платформ, жесткие требования для информационных систем, а также сформировать государственное видение управления данными и поспособствовать созданию экосистемы цифровой экономики, – рассказал специалист.

Кроме этого, к инструментам цифрового развития можно отнести мероприятия в сфере цифрового развития, офисы цифровизации, а также нормативные правовые акты и стратегии.

Законодательное подкрепление

Указ №136 стал достаточно мощным толчком для формирования отдельного стратегического вектора цифрового развития. Уже в 2022 году началась подготовка концепции национального суверенитета в сфере цифрового развития Республики Беларусь. «В 2023 году также проект этой концепции и план мероприятий по реализации были переданы в правительство. Разрабатываемая концепция стала переходным этапом от стандартного понимания цифрового развития до определения цифрового суверенитета в качестве первостепенной задачи. Сегодня и в дальнейшем стратегические ориентиры цифрового развития на государственном, отраслевом, региональном уровнях, а также планы сотрудничества с другими странами будут выстраиваться в данной парадигме», – подчеркнул Денис Бурак.

Создание реальных условий для перехода к информационному обществу и формирование цифровой экономики подразумевает проведение всестороннего аналитического исследования информационно-технологических ресурсов предприятий и регионов. «Уже приняты законодательные акты, которые положили основу для формирования понятия государственной политики в сфере цифрового развития, что является следующим этапом развития государства в социально-экономическом секторе. Система показателей и опросные листы к ней уже созданы и закреплены законодательно, сформирован список респондентов в соответствии с законодательством», – отметил специалист.

Сама система показателей многоступенчатая и включает в себя шесть сводных показателей, которые показывают цифровое развитие государства, госоргана или отдельно взятой организации или отрасли, продолжил он. «Система отражает принцип цифровой эволюции. Цифровое развитие рассматривается в парадигме протекающих этапов: информатизация, цифровизация и цифровая трансформация. Информатизация позволяет внедрить IT-решения, повторяющие имеющиеся процессы. Цифровизация нацелена на улучшение существующих процессов путем внедрения методов оптимизации, реинжиниринга процессов и анализа данных для принятия решений. Цифровая трансформация основывается на снижении затрат за счет внедрения современных технических средств и появления новых продуктов с принципиально иным качеством», – отметил Денис Бурак.

Предполагается, что текущая система показателей цифрового развития должна способствовать как повышению эффективности распределения бюджетного финансирования по отраслям, так и повышению конкурентоспособности как отдельных организаций, так и непосредственно целых отраслей экономики нашей страны.

На сегодняшний день Центр перспективных исследований оказывает услуги по организованному техническому обеспечению экспертизы мероприятий и пилотных проектов в сфере цифрового развития, а также иных объектов экспертизы. Проведение экспертизы осуществляется с привлечением специалистов государственных органов и организаций, а также экспертов из числа представителей резидентов Парка высоких технологий. В настоящее время каждый третий привлекаемый эксперт – резидент ПВТ. При этом в общей сложности к проведению экспертизы на договорной основе привлекается не менее двух экспертов на один проект.

Планы по цифровому развитию

«Сегодня мы пришли к трехступенчатому планированию цифрового развития. Оно построено на компенсации и устранении негативных последствий санкционного давления, поддержке эффективного функционирования электронного правительства всех отраслей экономики, включая сохранение потенциала цифровой экономики для долгосрочного развития, повышении уровня цифровой зрелости и обеспечении внедрения перспективных цифровых технологий. В обозримом будущем это найдет выражение в ревизии национального IT-ландшафта промышленных предприятий, которая уже завершается. По ее результатам будут даны некоторые рекомендации, в том числе по разработке отечественного программного обеспечения, формированию перечня доверенных отечественных программных решений и по другим направлениям», – сказал Денис Бурак.

Сегодня есть множество инициатив и направлений цифрового развития, но все они существуют в некой оторванности друг от друга, считает он. «Иногда из-за отсутствия дополнительных нормативно-правовых актов, а иногда из-за недостаточной активности органов государственного управления. Если и дальше мы пойдем в таком темпе, расширяя все направления цифрового развития в стране, а также создавая дополнительные инструменты и меры, взаимосвязанные между собой, то в итоге нам удастся достичь поставленной цели и создать полноценную цифровую экосистему Республики Беларусь», – заключил специалист.

По информации БелТА

Цифровое развитие Беларуси до 2025 года

Утвержден Перечень государственных стандартов, взаимосвязанных с техническим регламентом «Средства электросвязи. Безопасность»

Утвержден состав программного комитета форума TIBO-2024

В его состав вошли в том числе представители органов госуправления, научных кругов, ИТ-отрасли, учреждений образования.

Внесены изменения в техрегламент Республики Беларусь «Средства электросвязи. Безопасность»

ОАО «Гипросвязь» проведены мероприятия с ключевыми белорусскими разработчиками в сфере искусственного интеллекта (AI)

Организованы мероприятия с ключевыми белорусскими разработчиками в сфере искусственного интеллекта.