Парламент – представительный и законодательный орган страны
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. № 190 на 11 сентября 2016 г. назначены выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Согласно Указу Главы государства от 6 июня 2016 г. № 191 выборы в Совет Республики проводятся с 18 июня по 18 сентября 2016 г.

Роль института парламентаризма в становлении и развитии белорусской государственности
 

После распада СССР бывшим советским республикам нужно было в кратчайшие сроки обеспечить законодательное закрепление государственности, интегрироваться в уже сложившиеся мировые связи, создать надежные правовые механизмы реализации национальных интересов.

25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» от 27 июля 1990 г. статуса конституционного закона. Беларусь стала парламентской республикой. Функции Парламента в стране выполнял Верховный Совет Республики Беларусь (разделения на две палаты тогда еще не было).

Успешное развитие Республики Беларусь во многом зависело от того, насколько созданные правовые институты соответствовали избранным приоритетам, отвечали интересам народа и требованиям развития суверенного государства.

Предполагалось, что Верховный Совет будет способен вывести страну из кризиса. Однако этого не произошло. Эффективному проведению политических и экономических преобразований мешало то, что исполнительная и судебная ветви власти были полностью подчинены Верховному Совету и не могли принимать независимых решений. Кроме того, работу Верховного Совета дестабилизировали острая фракционная борьба и личные амбиции части депутатов. Их заседания больше напоминали митинги, а принимаемые законы зачастую были оторваны от жизни.

Экономика находилась в состоянии хаоса, быстро снижался уровень жизни населения, авторитет власти падал. Однако вместо поиска путей выхода из кризисной ситуации руководство Верховного Совета продолжало заниматься дележом власти. Для создания подлинно правового демократического государства, последовательно проводящего политику в интересах народа, требовалось на практике реализовать принцип разделения властей и создать по-настоящему работоспособный представительный и законодательный орган.

Переломным моментом в новейшей истории Беларуси стал выбор народа в пользу курса, предложенного Президентом страны Александром Григорьевичем Лукашенко. На состоявшемся 24 ноября 1996 г. референдуме граждане проголосовали за твердую власть, стабильность и законность. Принятая в новой редакции Конституция провозгласила Республику Беларусь демократическим социальным правовым государством, высшей ценностью и целью которого являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Ответственность за создание условий для свободного и достойного развития личности взяло на себя государство.

Результатами конституционной реформы явились установление оптимального разграничения полномочий между ветвями власти, создание эффективного механизма их конструктивного взаимодействия при координирующей роли Главы государства.

Создание двухпалатного Парламента (Национального собрания Республики Беларусь) стало важным фактором формирования правового фундамента, обеспечившего последовательное проведение намеченных социально-экономических преобразований.

В новом Парламенте были учтены интересы органов территориального самоуправления, обеспечено более полное представительство всех слоев общества, оптимизирована численность парламентариев. Если в состав Верховного Совета входило 260 парламентариев, то в современный двухпалатный Парламент – 174.

Благодаря продуманному разграничению полномочий палат и тому, что проекты законов стали проходить через «двойное сито» экспертных проверок, принимаемые решения приобрели более взвешенный и ответственный характер.

Важно также и то, что депутаты стали выполнять свои функции на профессиональной основе. По-настоящему заработали постоянные комиссии Палаты представителей. На их долю сегодня приходится основная часть всей законотворческой деятельности, что позволяет снять большинство дискуссионных вопросов еще до начала обсуждения законов в Овальном зале.

За два десятилетия усилиями парламентариев пяти созывов в стране создана качественно новая законодательная база, учитывающая отечественный и зарубежный опыт. Принятые законы охватывают все сферы жизнедеятельности общества. Обеспечена законодательная поддержка проводимых в стране преобразований.

Важнейшими чертами законодательного процесса стали социальная направленность и эволюционный системный подход к трансформации правовых отношений, что позволило не только обеспечить стабильность и развитие экономики, но и приступить к осуществлению таких крупных социальных проектов, как реформирование систем образования и здравоохранения, возрождение села, развитие малых городов.

Особую роль в определении принципов работы Парламента, оптимизации подходов к организации законодательной деятельности сыграла позиция Главы государства.Ежегодные послания Президента страны белорусскому народу и Национальному собранию, его регулярные встречи с депутатами стали определяющими факторами развития белорусского парламентаризма. По инициативе белорусского лидера законотворческий процесс стал осуществляться на плановой основе.

Структура белорусского Парламента, порядок избрания депутатов
 

Правовую основу деятельности Парламента составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», а также регламенты палат Национального собрания.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента – четыре года. В настоящее время работают Палата представителей и Совет Республики пятого созыва.

В Конституции закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает порядок работы в принимаемом ею регламенте. Общий орган палат отсутствует.

Справочно.
Двухпалатные парламенты существуют в таких развитых странах, как Германия, Италия, Россия, США, Франция, Япония и др.

Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний (например, во время обращений Президента Республики Беларусь с ежегодными посланиями к белорусскому народу и Парламенту, заслушивания отчетов Правительства).

Совет Республики является палатой территориального представительства. Полный состав верхней палаты – 64 человека. От каждой области и г.Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и г.Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, в г.Минске не менее пяти лет.

В Палате представителей насчитывается 110 депутатов. Они избираются гражданами на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может стать гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Таким образом, в Беларуси действуетмажоритарная избирательная система.

Справочно.
Порядок формирования Национального собрания отвечает мировой практике. Как правило, нижние палаты парламентов формируются путем всеобщих и прямых выборов. Для верхних палат характерно бóльшее разнообразие, хотя в большинстве стран состав верхней палаты избирается.


В отличие от смешанной или пропорциональной избирательной системы мажоритарная система проста, понятна и более справедлива. Люди голосуют за каждого кандидата в отдельности, который должен заслужить доверие избирателей.

Справочно.
Политологи обращают внимание на то, что «основной недостаток пропорциональной системы состоит в том, что люди ориентируются на хорошо известного партийного лидера. Он приводит к власти людей, которых зачастую не знает никто. Причем избиратель не может оказывать на них влияния».


Вместе с тем в Беларуси существует эффективная законодательная база для деятельности политических партий. Если партии смогут убедить избирателей, что действуют в их интересах, они получат реальный шанс расширить свое представительство в Парламенте.

Депутаты осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

Палата представителей, Совет Республики избирают из своего состава соответственно Председателя Палаты представителей и его заместителя, Председателя Совета Республики и его заместителя.

Для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, организации работы постоянных комиссий и иных органов палат Парламента создаются Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики.

Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики являются постоянно действующими коллегиальными органами, подотчетными соответственно Палате представителей и Совету Республики.

В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий Палаты представителей.

В состав Президиума Совета Республики входят Председатель Совета Республики, его заместитель, председатели постоянных комиссий Совета Республики.

Палата представителей и Совет Республики избирают постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания.

Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами палат Парламента и избираются из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики соответствующей палатой Национального собрания на срок полномочий палаты в составе председателя, его заместителя и членов постоянных комиссий.

Каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут входить в состав только одной из постоянных комиссий. Председатели палат Национального собрания и их заместители не могут входить в состав постоянных комиссий.

В белорусском Парламенте пятого созыва представлены все социальные группы общества. Парламентарии имеют высокий образовательный и профессиональный уровень.

Сегодня в составе Палаты представителей 30 женщин, а в Совете Республики насчитывается 18 женщин.

Компетенция и формы деятельности белорусского Парламента
 

Конституция Республики Беларусь относит к компетенции Палаты представителей рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента, дачу согласия Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства и некоторые другие вопросы.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка, избирает шесть судей Конституционного Суда, а также шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение, рассматривает другие вопросы.

Основное направление деятельности парламентариев – принятие законов. В соответствии с Конституцией право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Беларусь, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется путем внесения в Палату представителей проектов законов.

Ежегодно субъекты права законодательной инициативы вносят свои предложения в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь. На их основе создается ежегодный план подготовки законопроектов.

После утверждения Главой государства названного плана для подготовки законопроектов создаются рабочие группы, в которые входят депутаты, сотрудники министерств и ведомств, ученые, юристы, эксперты, представители общественных объединений и организаций.

Разработка проекта закона – длительный и далеко не простой процесс, в ходе которого приходится решать множество задач, просчитывать последствия принятия будущего закона. После завершения этой работы субъект права законодательной инициативы вносит законопроект в Палату представителей.

Для подготовки проекта закона в Палате представителей одна из постоянных комиссий назначается головной. Депутаты из других комиссий также имеют право вносить в документ поправки, отражая интересы своих избирателей.

Для более качественной подготовки законопроектов депутаты изучают правоприменительную практику, проводят выездные заседания постоянных комиссий, круглые столы, встречи с избирателями, организуют общественное обсуждение законопроектов.

После завершения работы головная постоянная комиссия предлагает включить законопроект в повестку дня сессий Палаты представителей, которые проходят два раза в год.

Справочно.
Первая сессия открывается 2 октября (ее продолжительность не может быть более 80 дней). Вторая сессия открывается 2 апреля (ее продолжительность не может быть более 90 дней).


На заседаниях Палаты представителей проект закона, как правило, рассматривается дважды. В первом чтении обсуждаются концепция и целесообразность принятия законопроекта. После этого проект закона принимается в целом или отклоняется. Затем документ дорабатывается головной комиссией с учетом поступивших поправок и выносится на обсуждение для принятия во втором чтении.

После того как депутаты проголосовали за принятие законопроекта, он направляется в Совет Республики. Если у членов Совета Республики возникают замечания и законопроект отклоняется, совместная работа продолжается, чтобы прийти к единому мнению.

Когда закон принят обеими палатами Парламента, он направляется Главе государства, который подписывает его, после чего закон подлежит опубликованию и вступает в силу.

Президент вправе возвратить закон в Палату представителей со своими возражениями. Если парламентарии согласны с возражениями, они дорабатывают проект закона, если нет – могут проголосовать за свое решение двумя третями голосов от полного состава каждой из палат и преодолеть тем самым возражения Главы государства.

Основные итоги деятельности Парламента пяти созывов
 

Отсутствие политических разногласий и настроенность на конструктивное сотрудничество помогли первому созыву Национального собрания Республики Беларусь (1996–2000 годы) практически с нуля создать правовую базу для формирования сильной и, главное, эффективной государственной власти.

За короткий срок депутатам удалось заполнить правовой вакуум в ряде важнейших сфер общественных отношений, расчистить законодательство от устаревших норм и предписаний. Был четко урегулирован сам законотворческий процесс – принят Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Новым содержанием наполнились конституционные права и свободы граждан. Были созданы условия для восстановления экономики, преодоления социальных проблем, обеспечения гражданского мира и согласия.

В соответствии с поручением Главы государства Парламент развернул работу по кодификации законодательства. За период деятельности первого созыва принято 18 из 34 кодексов, в том числе Избирательный, Гражданский, Трудовой, Жилищный.

Именно первым созывом во многом был сформирован современный облик Палаты представителей, а также определены основные формы и методы ее работы. Депутаты смогли наладить конструктивное, согласованное взаимодействие со всеми субъектами законодательного процесса, обеспечить его прозрачность.

Решение этих задач позволило второму созыву (2000–2004 годы) сосредоточить усилия на концептуальных вопросах развития белорусского законодательства. В эти годы начала формироваться новая правовая идеология, нацеленная на реализацию принципов гуманизма и социальной справедливости, стал внедряться системный подход к регулированию всех сфер жизнедеятельности общества и государства.

Была создана правовая основа для реформирования отношений собственности. Комплексно решались вопросы перевода экономики на рыночные механизмы. Парламентарии приняли деятельное участие в создании системы национальной безопасности. Наиболее значимым из принятых в это время документов стал программный Закон «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь».

Страна получила обновленное законодательство в сферах социальной защиты, здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта. Важную роль в повышении качества жизни граждан сыграли введение минимальных социальных стандартов, принятие законов, направленных на разрешение демографических и экологических проблем, преодоление последствий чернобыльской катастрофы.

Добротный правовой фундамент в области государственного строительства, упорядочение всех сфер общественных отношений, определение ориентиров развития страны на длительную перспективу позволили депутатам третьего созыва (2004–2008 годы) приступить к пересмотру всего законодательного массива с позиции принципов социального государства. Исключительную роль в этом деле сыграло принятие программного Закона «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики».

В этот период было серьезно усовершенствовано законодательство о занятости населения, а также усилена государственная поддержка семьи, материнства и детства. Продолжилось законодательное оформление общественных отношений в сферах образования и культуры. Началось формирование системы адресной помощи наиболее уязвимым слоям населения.

Парламентарии третьего созыва внесли достойный вклад в обеспечение надежной защиты жизни и здоровья людей, их личной и имущественной безопасности. Акцент был сделан на борьбе с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом оружия, торговлей людьми, бюрократизмом и коррупцией. В период деятельности третьего созыва было законодательно обеспечено внедрение в практику работы государственных органов принципа «одного окна».

Проведение продуманной экономической политики и реализация принципов социального государства позволили республике успешно решать вопросы продвижения национальных интересов на международной арене. В то же время активное вхождение в мирохозяйственные связи стало причиной усиления конкурентного давления на Беларусь со стороны геополитического окружения.

Необходимость дать адекватный ответ на вызовы времени во многом определила специфику работы Палаты представителей четвертого созыва (2008–2012 годы). Задачей номер один для депутатского корпуса в это время стало законодательное обеспечение новой стратегии развития экономики, которая в силу своей открытости становилась все более подверженной глобальным угрозам. В этой ситуации нужно было создать необходимый запас прочности для народно-хозяйственного комплекса, повысить степень его сопротивляемости негативным внешним влияниям, максимально укрепить позиции отечественных производителей.

Главный акцент в работе депутатского корпуса четвертого созыва был сделан на вопросах либерализации экономики, обеспечения занятости населения, раскрепощения деловой инициативы, повышения социальной ответственности бизнеса, стимулирования инвестиционной активности, совершенствования финансовой и банковской систем, правового обеспечения реализации экспортного потенциала страны.

Не менее важными задачами для депутатов были поддержание и повышение достигнутого уровня жизни населения и качества социальных услуг. В эти годы был расширен пакет государственных гарантий, предоставляемых семьям, воспитывающим детей, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. С принятием Кодекса об образовании было завершено формирование целостной системы законодательства в этой сфере. Основательные изменения произошли в области жилищной политики. Был принят новый Жилищный кодекс. Большое внимание уделялось повышению качества работы местных органов власти по решению социально значимых вопросов населения. Опыт этой деятельности учтен в Законе «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Палате представителей пятого созыва (2012–2016 годы) пришлось работать в условиях постоянного нарастания экономической и политической нестабильности в мире, неизбежно влияющей на развитие ситуации в стране. Депутатским корпусом был определен комплекс новых правовых мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной экономики, обеспечение макроэкономической и социальной стабильности, улучшение условий хозяйствования, делового и инвестиционного климата в Беларуси, стимулирование малого и среднего предпринимательства.

В этот период была сформирована законодательная основа государственно-частного партнерства, укрепился правовой фундамент интеграции в рамках Союзного государства, Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

Проведена большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы государственного строительства, судебной сферы, природопользования, охраны окружающей среды.

В соответствии с вызовами времени были созданы адекватные правовые механизмы упреждения угроз национальной безопасности. Усилению обороноспособности страны послужило принятие новой Военной доктрины. Ужесточены меры по борьбе с преступностью, терроризмом, наркоторговлей, коррупцией. Повышена ответственность государственных органов за работу с обращениями граждан и юридических лиц.

К основным законотворческим итогам Палаты представителей пятого созыва следует отнести и принятие блока законов, стимулирующих развитие образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, дополнительные законодательные механизмы социальной защиты граждан. Продолжая работу по кодификации законодательства, депутаты пятого созыва приняли Кодекс о культуре, новые Водный и Лесной кодексы.

Парламентом за период деятельности принято и Главой государства подписано 2090 законов, в том числе два программных («Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» и «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь»), 34 кодекса и 865 законов о ратификации международных договоров.

Контрольные полномочия Парламента Беларуси
 

Основываясь на концептуальных положениях Конституции о разделении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, Парламент в рамках своей компетенции активно использует весь спектр предусмотренных законодательством форм и средств парламентского контроля.

Наиболее значимые из них – дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра и одобрение Палатой представителей программы деятельности Правительства. Принятие указанных решений является определяющим для выработки приоритетных направлений экономического развития страны, проведения выверенной социальной политики.

Палаты Национального собрания также имеют право на получение информации об исполнении законов, о ходе исполнения республиканского бюджета и реализации Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь и Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденных программными законами. В этих целях они вправе по согласованию с Президентом Республики Беларусь заслушивать информацию:

Премьер-министра Республики Беларусь – о ходе выполнения одобренной Палатой представителей программы деятельности Правительства Республики Беларусь;

Генерального прокурора Республики Беларусь – о состоянии законности в Республике Беларусь;

Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – о результатах осуществляемого в Республике Беларусь государственного контроля, в том числе за исполнением республиканского бюджета;

Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь – о ходе выполнения основных направлений денежно-кредитной политики на текущий год.

Оперативный контроль за деятельностью Правительства осуществляется посредством проведения совместных заседаний палат Парламента для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Как правило, ежемесячно в период проведения сессий одно из совместных заседаний палат Национального собрания посвящается тематическим докладам членов Правительства по курируемым ими направлениям. Парламентарии имеют возможность получить от руководителей профильных министерств исчерпывающую информацию по широкому кругу вопросов, касающихся реализации внешней и внутренней политики государства.

Вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики формируются по итогам проведения мониторинга правоприменительной практики, реализации программы международного сотрудничества, работы в избирательных округах, анализа проблем, поднимаемых в обращениях граждан и юридических лиц. Особое внимание парламентарии уделяют ходу выполнения планов социально-экономического развития страны и государственных программ, текущему положению дел в конкретных отраслях экономики и социальной сфере.

Наиболее часто используемая форма контроля, позволяющая решать конкретные социально значимые проблемы избирателей, – обращения депутатов к должностным лицам государственных органов, иных организаций о представлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к их компетенции.

Парламентарии также имеют право обратиться с запросом к Премьер-министру, другим членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Национальным собранием.

Кроме того, палаты Парламента наделены правом обращения в Конституционный Суд с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов и изложении позиции Конституционного Суда о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

В целом реализация парламентариями своих контрольных полномочий способствует конструктивному и эффективному сотрудничеству Парламента с исполнительной властью, созданию условий для слаженной совместной работы всех государственных органов по претворению в жизнь выработанного Главой государства и поддержанного народом политического курса страны.

Для детальной проработки важнейших вопросов жизни страны проводятся парламентские слушания. Они позволяют глубже проанализировать проблемы, дать импульс развитию экономики и социально-культурной сферы. Сама процедура слушаний, их открытый характер, привлечение широкого круга экспертов являются важнейшей составляющей развития демократических принципов парламентаризма в Беларуси.

Справочно.
За 20 лет проведено 33 парламентских слушания. На них обсуждались проблемы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, права человека и состояние законности в республике, стратегия инновационного развития экономики страны, вопросы государственной жилищной политики, концепция приватизации, реформа образования, формирование здорового образа жизни, состояние и перспективы сотрудничества с Россией, стратегия государственно-частного партнерства.


Взаимодействие с органами местного самоуправления
 

Одним из основных и актуальных направлений практической деятельности Парламента является конструктивное сотрудничество с местными органами власти.

Связующим звеном между Советом Республики и органами местного самоуправления стал Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики.

В практике работы Совета задействован широкий арсенал форм и методов работы с регионами. С момента его образования (апрель 2007 г.) проведено 26 заседаний, из них 15 выездных, 18 семинаров и 20 практических занятий. Состоялось более 100 встреч членов Президиума Совета Республики и членов Совета по взаимодействию органов местного самоуправления с председателями местных Советов на площадках Парламента и Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Кроме того, парламентарии и члены Совета по взаимодействию органов местного самоуправления постоянно встречаются с руководителями местных представительных органов при посещении регионов, участвуют в работе сессий местных Советов, заседаниях президиумов и других мероприятиях, организуемых органами местного самоуправления.

Советом обсуждались наиболее актуальные социально значимые вопросы, в том числе создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в коммунальной собственности, благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле, подготовка и закрепление кадров в сельской местности, развитие инновационного потенциала молодых граждан, обеспечение населения качественной питьевой водой, и вносились соответствующие предложения по совершенствованию законодательства. Советом изучены возможности укрепления бюджетов первичного уровня и приняты конкретные меры по повышению их роли в решении вопросов жизнеобеспечения населения.

По инициативе Совета Республики в регионах были внедрены принципиально новые формы работы органов местного самоуправления.

В республике активно функционируют 327 депутатских групп. Депутаты посещают трудовые коллективы, изучают положение дел на предприятиях, проводят встречи с работниками, личные приемы.

Для оперативного рассмотрения актуальных вопросов социально-экономического развития регионов при местных Советах областного и базового территориальных уровней созданы 143 постоянно действующие мониторинговые группы. Внедрена и законодательно закреплена такая форма работы депутатов местных Советов, какрегиональные собрания.

Главной задачей парламентариев является обеспечение прав, свобод и законных интересов избирателей. Депутаты Палаты представителей ежемесячно для работы в избирательных округах отводят не менее трети своего рабочего времени. Наиболее важными формами этой деятельности являются проведение личных приемов, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц.

Справочно.
За время деятельности Палаты представителей пятого созыва депутатами был принят 47 781 избиратель, рассмотрено 35 857 обращений; члены Совета Республики только за 2015 год провели 874 встречи с населением по месту жительства и в трудовых коллективах.


Благодаря тесному взаимодействию с местными органами власти руководством ведущих предприятий и структурами гражданского общества значительная часть вопросов, поднимаемых в обращениях граждан, решается непосредственно в ходе приема. Обращения, требующие более детальной проработки, оперативно направляются в компетентные органы и организации. Рассмотрение таких обращений берется на депутатский контроль. Часть проблем ложится в основу вопросов, которые парламентарии адресуют членам Правительства на совместных заседаниях палат Парламента.

Работая в тесном контакте с местными органами власти, депутаты приоритетное внимание уделяют решению насущных экономических задач, вопросам поддержки предприятий и создания новых рабочих мест, развития социальной инфраструктуры и сохранения историко-культурного наследия. Одно из принципиальных направлений этой деятельности – поддержка конструктивных общественных инициатив и мобилизация граждан на решение задач, которые не требуют помощи государства. Особая забота депутатов – обеспечение поддержки наименее защищенных слоев населения (многодетных семей, пенсионеров, ветеранов, сирот, людей с ограниченными возможностями).

Важнейшими задачами депутатов являются поддержание и развитие общественно-политического диалога в целях сохранения народного единства, социальной солидарности, повышения правовой, экономической и политической культуры населения. Используя трибуну средств массовой информации, парламентарии активно включаются в дискуссии по самым острым вопросам, волнующим избирателей, информируют население о реализации государственной политики, мерах, принимаемых органами власти по обеспечению устойчивого развития страны, разъясняют действующее законодательство и привлекают граждан к участию в общественной экспертизе законопроектов, имеющих принципиальное значение для государства и общества. Периодически, не реже одного раза в год, парламентарии отчитываются перед избирателями округа о проделанной работе, ходе выполнения предвыборных программ, текущей деятельности Палаты представителей.

Особое место в депутатском графике занимает общение с представителями молодого поколения. Депутаты – частые гости в учреждениях образования, хозяйствах и организациях, где молодежь составляет костяк трудового коллектива. Стало доброй традицией проведение информационных встреч с учащимися, студентами и рабочей молодежью в Палате представителей. Немаловажное значение также придается привлечению молодых людей к участию в инициируемых парламентариями гражданско-патриотических, культурно-спортивных и благотворительных акциях.

Результаты изучения ситуации на местах, общественного мнения, итоги работы с обращениями граждан и юридических лиц подвергаются детальному анализу и кладутся в основу предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего различные сферы общественных отношений.

Международная и межпарламентская деятельность
 

Для осуществления контактов с парламентами и органами управления иностранных государств, межпарламентскими и международными организациями из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики могут формироваться постоянно действующие делегации и рабочие группы.

Справочно.
В Национальном собрании действуют две межпарламентские комиссии по сотрудничеству с Национальным Собранием Республики Армения, Верховной Радой Украины, около 60 рабочих групп по сотрудничеству с парламентами иностранных государств и 12 постоянно действующих делегаций в межпарламентских организациях.


Двустороннее международное сотрудничество Национального собрания осуществляется в рамках непосредственных контактов с представителями парламентов и других государственных органов зарубежных стран, в том числе при посредничестве дипломатических представительств, аккредитованных в Республике Беларусь.

Более эффективному развитию сотрудничества белорусских парламентариев с их зарубежными коллегами способствуют соглашения о межпарламентском сотрудничестве, заключаемые Национальным собранием (его палатами) с законодательными органами иностранных государств.

На сегодняшний день Национальное собрание установило двусторонние отношения с парламентами более 60 стран мира.

Справочно.
Только за пятый созыв договорная база Парламента пополнилась новыми соглашениями о сотрудничестве с парламентами Индии, Индонезии, Казахстана, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Сербии, Таиланда, Турции, Эквадора.


Кроме того, сотрудничество белорусского Парламента с парламентами иностранных государств осуществляется в рамках межпарламентских комиссий.

После распада СССР именно Беларусь выступила наиболее последовательным сторонником развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.Приоритетным направлением деятельности Палаты представителей стала работа в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Усилиями белорусских и российских парламентариев было обеспечено формирование правовых основ вначале Сообщества Беларуси и России, а затем Союза и Союзного государства. Проведена кропотливая работа по унификации национальных законодательств. Многое сделано для обеспечения равенства прав белорусов и россиян в социальной сфере, решен ряд других жизненно важных вопросов. Формирование и совершенствование бюджетного процесса Союзного государства – одна из ключевых функций Парламентского Собрания. Десятки совместных программ в научной, производственной, социальной, культурной, военно-технической сферах, реализуемых благодаря союзному бюджету, реально работают на благо двух народов. При этом приоритет отдается финансированию высокотехнологичных, прорывных, наукоемких проектов. Парламентское Собрание проводит активную деятельность по укреплению международного авторитета наших стран, усилению их позиций в мировом сообществе.

Наработки и совместные инициативы белорусских и российских парламентариев во многом легли в основу развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Важнейшим направлением международного сотрудничества является участие Национального собрания в деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (далее – МПА СНГ) и Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.

За почти двадцать лет Национальное собрание приняло участие в рассмотрении и принятии около 300 модельных законов и кодексов, 50 рекомендаций, подготовленных по линии МПА СНГ.

Парламент Республики Беларусь имеет полноправное членство в таких авторитетных межпарламентских организациях, как Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, парламентская структура Центрально-Европейской инициативы, Межпарламентская ассамблея православия.

Сегодня проводится активная работа по налаживанию взаимодействия с Парламентской конференцией Балтийского моря. Национальное собрание также демонстрирует открытость к диалогу с Парламентской ассамблеей Совета Европы.

Работа белорусских парламентариев в рамках международных и межпарламентских форумов нацелена на решение важнейших вопросов международной повестки дня. Это обеспечение международного мира и безопасности, соблюдение прав человека, расширение прав и возможностей женщин, борьба с терроризмом, незаконной миграцией и торговлей людьми, защита окружающей среды, энергетическая и продовольственная безопасность, ликвидация крайней нищеты и голода, а также формирование глобального партнерства в целях развития.

Расширяя правовой инструментарий двустороннего сотрудничества, депутаты стремятся задействовать парламентскую дипломатию для развития торгово-экономических связей, производственной кооперации, реализации перспективных инвестиционных проектов.

Справочно.
Примером успешного решения этой задачи является Камбоджа. После обмена визитами парламентских делегаций в 2012 и 2013 годах товарооборот между двумя странами практически с нулевого вырос до 10 млн. долл. США.


Важную роль в активизации межрегионального сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации играет Форум регионов Беларуси и России, инициаторами и основными организаторами которого выступают Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Справочно.
Результатами состоявшегося 7–8 июня 2016 г. в г.Минске третьего Форума стали подписание 39 соглашений между Советом Министров Республики Беларусь и правительствами субъектов Российской Федерации, заключение коммерческих контрактов на сумму более чем 300 млн. долл. США.

Стало традицией включать в парламентские делегации, которые направляются за рубеж, представителей деловых кругов Беларуси. При поддержке парламентариев они выходят на реальные проекты.

Справочно.
К примеру, при активном участии белорусских и китайских парламентариев было положено начало ряду масштабных инициатив Беларуси и Китая.

Организация сборочного производства белорусских грузовиков во Вьетнаме осуществлена при поддержке депутатов Парламента Беларуси третьего созыва.

Активный белорусско-таиландский диалог позволил достичь в 2016 году соглашения об увеличении поставок в Таиланд калийных удобрений и техники. Предприняты шаги по созданию в этой стране сборочного производства МАЗов.

С участием белорусских и казахстанских депутатов положено начало строительству в Казахстане сборочного предприятия по производству различных видов автомобильной техники МАЗ.

Парламентарии также участвуют в налаживании контактов Беларуси с другими странами в сферах образования, науки и культуры.

В последнее время значительно активизировался двусторонний диалог белорусских парламентариев с европейскими коллегами. Только за время последней, девятой сессии Палаты представителей пятого созыва (4 апреля – 30 июня 2016 г.) нашу страну с официальными визитами посетили парламентские делегации Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Италии, Латвии, Польши, Румынии, Словакии, Франции. Результаты проведенных встреч не только подтверждают взаимную заинтересованность в нормализации политических отношений, но и открывают реальные перспективы для наращивания взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.

О возросшем международном авторитете Национального собрания Республики Беларусь красноречиво свидетельствует и тот факт, что Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее – ПА ОБСЕ) приняла решение о том, что 26-я ежегодная сессия ПА ОБСЕ пройдет в июле 2017 г. в г.Минске.

В преддверии парламентских выборов – 2016
 

Беларусь не раз доказывала, что важнейшие вопросы государственной жизни решаются у нас наиболее демократическим путем – свободным волеизъявлением народа.

Одобренные делегатами пятого Всебелорусского народного собрания основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы содержат четкие цели и ориентиры для дальнейшего движения вперед. Их достижение зависит от мобилизации всех материальных и интеллектуальных сил страны.

11 сентября 2016 г. гражданам нашей страны вновь предстоит избрать депутатов Палаты представителей Национального собрания, выдвинув из своих рядов самых достойных кандидатов.

Ориентиры для участников предстоящей избирательной кампании Глава государства задал в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.

Справочно.
Основные из них:
«30 процентов примерно мы должны выкристаллизовать из нынешнего Парламента»;
«новый депутатский корпус должен обладать высокой политической культурой, уметь вести постоянный диалог с другими ветвями власти, гражданским обществом, регионами, жителями, международным сообществом»;
«это не должны быть какие-то карманные губернаторские или чьи-то депутаты. Это должны быть лучшие люди нашей страны»;
«за это будут нести ответственность и те общественные организации, которые выдвигают депутатов, и прежде всего государственная власть».


Активную подготовку к предстоящим выборам ведут практически все политические партии и общественные объединения.

Материалы в формате MS Word

Источник: minsk.gov.by.