Когда «цифра» не самоцель, а инструмент


23.11.2020

Выстраивать современные информационные и коммуникационные платформы, внедрять цифровые инновации в отраслях экономики и технологии умных городов призван проект Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси». Документ подготовлен Министерством связи и информатизации совместно с заинтересованными госорганами и организациями и направлен на дальнейшее развитие страны в сфере высоких технологий с ориентиром на 2021–2025 годы.

По сути, документ является стержнем стратегической программы цифровизации всех сфер деятельности на ближайшее пятилетие. Ключ к решению задачи – в подпрограммах Государственной программы, которые представляют шесть направлений:

«Информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение цифрового развития»;
«Инфраструктура цифрового развития»;
«Цифровое развитие государственного управления»;
«Цифровое развитие отраслей экономики»;
«Региональное цифровое развитие»;
«Информационная безопасность и «цифровое доверие».

Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство связи и информатизации. 

– Программа содержит весьма амбициозные задачи, – комментирует документ заместитель министра связи и информатизации Анна Николаевна Рябова. – Если коротко, то результаты намеченных мероприятий на национальном уровне будут способствовать достижению цели устойчивого развития в рамках Глобального партнерства в интересах, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Наряду с этим Государственной программой предусматривается комплексная цифровая трансформация процессов госуправления, регионального и отраслевого развития. Несомненно, ее результаты окажут прогрессивное влияние в том числе в сферах здравоохранения, образования, обеспечения экологической устойчивости населенных пунктов и других… 

По мнению экспертов, прочной основой при формировании Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» стал предшествующий пятилетний период, когда были решены основные стратегические задачи развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, услуг, предоставляемых на ее основе, модернизированы и созданы новые базовые компоненты электронного правительства, внедрены цифровые решения в различных отраслях экономики.

Например, модернизация городских и сельских телефонных сетей позволила полностью вывести из эксплуатации автоматические телефонные станции координатного типа и переключить порядка 3,5 млн абонентов на мультисервисную платформу, которая дает возможность оказывать несколько услуг электросвязи по одной абонентской линии.

Весомо представлены и иные показатели. Скажем, начиная с 2016 года в республике проложено более 31,9 тыс. км волоконно-оптических линий связи для подключения как физических, так и юридических лиц. Прирост абонентов, подключенных по технологии пассивных оптических сетей (GPON) с 2016 по 2019 год, составил 2,0 млн, а в 2020 году еще увеличился на 46,0 тысяч и составил 2,63 млн. Уже в 2019 году выполнена задача «Оптоволокно в каждый дом»: созданы технические условия для подключения по технологии GPON всех квартир городской многоэтажной жилой застройки.

Обеспечена техническая возможность использования стационарного широкополосного доступа в сеть интернет (ШПД) для широкого круга потребителей: за период с 2016 года проникновение стационарного ШПД увеличилось на 12 %, а общее количество абонентов составило 3,225 млн. Прогнозируется, что к концу 2020 года количество абонентов и пользователей стационарного ШПД составит 35 единиц на 100 человек населения.

Наиболее активно развиваются услуги телевидения по интернет-протоколу (IP-телевидение). В течение 2019 года преимуществами такого способа получения телевизионного контента стали пользоваться более 240 тыс. абонентов. На сегодняшний день прирост абонентов уже составил более 940 тыс., а их общее количество достигло 2,25 млн.

С апреля 2016 года РУП «Белтелеком» оказывает услугу «Умный дом». К настоящему времени ее абонентская база достигла более чем 72,6 тыс.

Рост числа широкополосных подключений оказывает влияние и на ширину внешнего канала доступа в интернет. Для повышения качества услуг доступа, а также резервирования и уменьшения нагрузки на отдельные направления внешний шлюз для доступа в сеть интернет постоянно расширяется. За период с 2016 по 2019 год его суммарная емкость увеличена практически вдвое, с 803 Гбит/с в до 1549 Гбит/с, и сегодня составляет 1560 Гбит/с.

В обозначенный период продолжались строительство и модернизация сетей сотовой подвижной электросвязи третьего поколения: если в 2016 году услуги были доступны жителям республики, проживающим на 94,1 % территории страны, то сегодня этот показатель возрос до 98,4 %.

Активно развивались сеть сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE (4G) и услуги на ее основе. Построено порядка 3,3 тыс. базовых станций, что позволило обеспечить охват 83,1 % населения услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE (4G). Этим видом сервиса связи активно пользуются 4,5 млн абонентов.

Развитие сетей сотовой подвижной электросвязи обеспечило значительный рост абонентов беспроводного широкополосного доступа в сеть интернет: проникновение услуг беспроводного широкополосного доступа с 2016 года увеличилось практически в полтора раза и составило по итогам 2019 года 89,9 абонента на 100 жителей. В 2020 году ожидается достижение 90%-ного значения данного показателя.

Комментируя приведенные показатели, Анна Николаевна акцентировала внимание не столько на достижениях, сколько на сформировавшейся за этот период новой бизнес-модели, что служит основой для дальнейших цифровых преобразований. По ее мнению, результаты работы по созданию необходимой информационно-коммуникационной инфраструктуры позволяют активно развивать современные технологии электронного правительства и сервисы на их основе, а также осуществлять цифровую трансформацию процессов, протекающих в отраслях экономики.

Например, в контексте технологий электронного правительства, завершается работа по созданию Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы (БИСРС) – комплекса информационных систем и ресурсов, предназначенного для идентификации пользователей (физических и юридических лиц) с применением идентификационных карт (ID-карт). С января 2021 г. гражданам Республики Беларусь посредством электронной цифровой подписи (ЭЦП) ID-карты будет предоставлена возможность дистанционно совершать юридически значимые действия на едином портале электронных услуг.

Создание БИСРС упростит взаимодействие между гражданами, бизнесом и государством, уменьшив бюрократические требования к оказанию электронных услуг.

До конца текущего года завершится модернизация Общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). По мере готовности административных процедур и их перевода на платформу ОАИС с помощью единого портала электронных услуг большинство административных процедур и государственных услуг будут оказываться гражданам в электронной форме.

Благодаря таким нововведениям «восприимчивыми» к цифровым инновациям становятся традиционные отрасли экономики и сферы жизнедеятельности. В рамках цифровой трансформации сферы образования в предшествующий период проведена подготовка к формированию республиканской информационно-образовательной среды – основы для формирования единого информационного пространства отрасли под названием «Электронное образование». Созданы и постоянно обновляются электронные образовательные ресурсы – учебные издания, учебно-методическая документация и иные обучающие материалы. Для автоматизации рабочих процессов в учреждениях общего среднего образования применяются сервисы «Электронный журнал/дневник», апробируются системы контроля управления доступом в учреждения общего среднего образования, активно модернизируется материально-техническая база.

Информационные технологии достаточно активно внедряются в здравоохранении. Функционируют телемедицинская система по цифровой маммографии, единая телемедицинская система г. Минска по цифровой флюорографии. Успешно выполняется переход учреждений здравоохранения на использование электронных рецептов. К системе подключено уже более 600 учреждений, выписано более 7 млн электронных рецептов. Ведется активная работа по формированию в стране централизованной системы электронного здравоохранения.

Выполнены работы по созданию, модернизации и внедрению специализированных информационных систем, направленных на цифровую трансформацию процессов управления: АИС «Расчет налогов», АИС «Персонифицированный учет», АИС «Контрольная деятельность», информационные системы охраны границы и пограничного контроля и ряд других.

В цифровой формат переведены процессы по решению коммунальных проблем: например, работает портал «Мая Рэспублiка». Для организации работы диспетчерских служб предприятий жилищно-коммунального хозяйства, упорядочения и повышения эффективности их работы применяется автоматизированная система «Диспетчерская служба». На ее базе функционируют мобильные приложения «Мобильный Мастер» и «Мобильная Диспетчерская», которые активно используются специалистами коммунальных служб в процессе выполнения работы.

Продолжается активное внедрение и использование АИС «ДомУчет» и «Карты энергоэффективности» – инструментов, автоматизирующих бизнес-процесс для предприятий ЖКХ, позволяющих на практике снизить стоимость и повысить качество оказываемых услуг. 

Отличительной особенностью нынешнего проекта Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы служит направление «Региональное цифровое развитие». По мнению экспертов, такой подход исключает межрегиональную дифференциацию по уровню и качеству жизни населения. Это послужит мощным импульсом для комплексной цифровой трансформации регионов, т. е. создания условий и внедрение технологий умных городов.

В процессе формирования единых подходов к региональной цифровой трансформации в 2019 году утверждена типовая концепция развития умных городов в Республике Беларусь. В течение 2019–2020 годов концепция перенесена на одиннадцать городов (районов) страны с численностью более 80 тыс. человек населения. Обозначенные в качестве потенциальных центров экономического роста, в них в качестве пилотных проектов планируется осуществить цифровую трансформацию в соответствии с разработанными Комплексными планами ускоренного развития.

В рамках Государственной программы продолжится совершенствование инфраструктуры электронного правительства путем создания (развития) ряда межведомственных информационных систем, обеспечивающих реализацию государственных электронных сервисов.

Отдельно предусматривается принять меры по совершенствованию самих сервисов для обеспечения равномерного охвата современными технологиями доступа к государственным услугам населения всей страны, исключая образование «цифрового разрыва» между городом и сельской местностью. В данном контексте на принципиально ином технологическом уровне будет продолжена разработка технических решений для перевода административных процедур и государственных услуг в электронную форму в целях их комплексного осуществления в проактивном формате.

Проактивность подразумевает оказание электронных услуг не только по заявительному принципу, а в большинстве случаев по факту наступления жизненной ситуации. То есть когда у гражданина возникает потребность в получении обязательных документов (справок, разрешений и других документов), сервисы электронного правительства должны сами предлагать ему их получение по факту наступления соответствующей ситуации, при этом максимально исключив его личное участие в процессе, переводя большинство операций в электронную форму.

Государственная программа учитывает уровень «цифровой зрелости» Республики Беларусь как в отраслевом, так и в региональном масштабах. Таким образом, применяемые технические решения, мировые тенденции выступают основой для дальнейших цифровых преобразований.

Предусматривается, что в рамках этой программы будут созданы условия для обеспечения нового качества экономического роста и уровня жизни граждан на основе внедрения передовых информационных технологий и цифровых решений. В частности, в образовании продолжат развивать интерактивные образовательные информационные ресурсы с применением технологий удаленного доступа, сервисы, фиксирующие учебную активность обучающегося, сервисы создания персонализированных «образовательных траекторий». Помимо этого, планируется внедрить и обеспечить широкое применение интерактивных элементов «телеобучения», которые позволят организовать «видеодиалог» преподавателя и удаленной аудитории в реальном времени.

В системе здравоохранения будут созданы условия для внедрения электронной медицинской карты пациента и сервисов проактивного взаимодействия с гражданами, развития телемедицины, системы мониторинга состояния здоровья населения, эпидемиологического благополучия.

В строительстве предусматривается создать на базе Госстройпортала единый фонд проектной документации и республиканский банк данных объектов-аналогов в электронном формате, BIM-среду. Это позволит активно применять технологии виртуальной и дополненной реальности на этапах строительства и контроля за ним.

Для решения задачи по содействию интеграции экономики Республики Беларусь в мировое экономическое пространство, ориентированное на применение современных информационных технологий ведения внешнеэкономической деятельности, планируется создать общенациональную торговую площадку для отечественных предприятий, интеграционную платформу национальной системы электронной логистики, включая механизмы продвижения товаров на рынки других стран. 

В целях цифровой трансформации реального сектора экономики предполагается разработать комплекс программно-инструментальных средств для управления жизненным циклом изделий производственных предприятий на базе использования облачных технологий. В рамках данного проекта планируется создать такие решения, как: «цифровой двойник изделия», «цифровой двойник производства», «цифровой двойник обслуживания продукта», программный комплекс интеллектуальной обработки сенсорных данных, получаемых от технологического оборудования, задействованного в производственном процессе, и ряд других. В комплексе такие решения способны обеспечить оперативность управления производственным процессом, повысить производительность труда, сократить производственные издержки.

Проектом предусмотрена разработка отечественного типового решения для производственного предприятия в целях предоставления его в последующем как услуги белорусским предприятиям. В качестве пилотных площадок реализации задач Государственной программы планируется активно привлекать отечественные предприятия ОАО «МТЗ-холдинг», ОАО «Управляющая компания холдинга “МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД”», ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО», ОАО «Полесье» и другие. 

Помимо охвата цифровыми преобразованиями отраслей и регионов, в рамках программы предусматриваются исследования для сопровождения цифрового развития по различным направлениям. Результаты изысканий могут быть использованы для подготовки технических заданий на проекты, предусматривающие разработку государственных цифровых платформ, а также для создания стратегических, прогнозных, программных документов, изучение технологических трендов и т. д.

Надежным вектором Государственной программы является создание современной технологической и методической основы для обучения специалистов, ответственных за процессы цифрового развития в государственных органах и организациях. Наряду с этим программой предусмотрены мероприятия по адаптации населения к внедряемым технологическим новшествам, а также их популяризации как внутри страны, так и в международной сфере. В целом это встраивается в основу для дальнейших цифровых преобразований. 

Результаты цифрового развития Республики Беларусь в предшествующий период в глобальном масштабе высоко оценены международным профессиональным сообществом. Международный союз электросвязи в 2017 году констатировал, что Республика Беларусь сохранила позиции в рейтинге по значению итогового индекса развития информационно-коммуникационных технологий (32-е место из 175) и занимает лидирующие позиции по этому показателю в регионе Содружества Независимых Государств.

По итогам проведенного Организацией Объединенных Наций исследования в 2020 году Республика Беларусь заняла 40-е место по индексу готовности к электронному правительству в рейтинге, сохранив свои позиции как страны с высоким уровнем его значения. По сравнению с 2018 годом данный индекс Республики Беларусь вырос на 5,8 % в 2020 году.

Учитывая, что Государственной программой предусматривается комплексная цифровая трансформация процессов государственного управления, регионального и отраслевого развития, есть уверенность, что ее результаты также окажут положительное влияние на достижение большинства Целей устойчивого развития.